«В окружающем мире сгущаются тучи, — поделилась на днях своим видением мировой ситуации министр иностранных дел Швеции Маргот Валльстрём. — Система международного сотрудничества и многосторонних отношений, возникшая после Второй мировой войны, ослабла».
Позиция нашей страны по глобальным проблемам известна многим: мы давно и последовательно призываем и соседей, и другие страны Европейского региона к миру и добрососедству, сглаживанию разделительных линий и налаживанию взаимовыгодного сотрудничества. И это находит отклик в странах ЕС. На прошедшем в Минске международном семинаре, приуроченном к 10-летию инициативы ЕС «Восточное партнерство», министр иностранных дел нашей страны Владимир Макей подчеркнул:
— Необходимо объединиться для освоения перспективных возможностей и против сквозных, общих для всей Европы — Восточной и Западной — вызовов и угроз. Думаю, что ни одно государство не хотело бы возвращения к тому мировому порядку, который многие, кстати, еще совсем недавно считали безвозвратным прошлым.
И путь биполярного противостояния, разграничения сфер влияния и блокового мышления в этом плане — тупиковый:
— Если события будут развиваться по этой траектории, то в скором времени все глобальные вопросы вновь будут решаться узкой группой стран, а голоса всех остальных будут игнорироваться. Беларусь категорически против такого подхода. Мы считаем, что голоса всех стран должны быть услышаны. Малые и средние государства также играют свою роль в мировой политике.
Однако усиление военного присутствия у наших границ вряд ли можно назвать дружеским актом или фактором, способствующим безопасности в Европе. Владимир Макей вновь подтвердил позицию Минска по этому поводу:
— Считаем глубоко ошибочными планы усиления военного присутствия США на территории соседних с Беларусью государств, в первую очередь Польши. Такое военное присутствие нарушит равновесие сил в регионе. Да и какова его цель — отражение угрозы? Немыслимо, чтобы в XXI веке, при нынешнем уровне накопленного в регионе вооруженного потенциала, кто-либо отважился спровоцировать прямое боевое столкновение.
Новая геополитическая система координат Восточной Европы вызывает настороженность у главы внешнеполитического ведомства нашей страны:
— Эта система сегодня характеризуется высокой взрывоопасностью как следствие острого дефицита политической воли, обострения идеологических и иных разногласий, разрушения режима контроля над вооружениями, торговых и информационных войн. Санкции и контрсанкции лишь подливают масла в огонь, исключают поиск компромисса. Печально, что и сама Беларусь, которая является и донором стабильности, и спонсором миротворческих усилий, и косвенно пострадавшей от этих санкций стороной, остается сама под санкциями, пусть и минимальными. Это тормозит восстановление доверия между нами и Западом. Ведь очевидно, что все позитивные сдвиги в наших отношениях произошли не благодаря санкциям, а вопреки им.
Собственно говоря, одним из элементов обеспечения мира и стабильности в регионе как раз и можно считать инициативу ЕС «Восточное партнерство». По крайней мере, в белорусском ее понимании. Владимир Макей напомнил:
— Мы последовательно продвигаем наше изначальное видение «Восточного партнерства» — как прагматичного, равноправного и гибкого инструмента сотрудничества, средства снижения конфронтации, укрепления доверия и сглаживания разделительных линий. И это видение в условиях региональной напряженности на нынешнем историческом отрезке во многом совпало с представлениями самого Евросоюза.
Трансформацию «Восточного партнерства» подтверждает программный координатор Совета по международным отношениям «Минский диалог» Денис Мельянцов. В этом эксперт видит как силу этой инициативы ЕС, так и возможности для государств-партнеров:
— Если первые цели, довольно идеалистические, говорили о единстве ценностей и необходимости сближения «шестерки» (стран «ВП». — Прим. ред.) и Европейского союза, то поздние цели — более приземленные и прагматичные. Они сделали «Восточное партнерство» более заточенным под каждую страну. «ВП» сыграло важную роль в качестве переговорной площадки и активизатора диалога Минска и Брюсселя. Кстати, Евросоюз и сегодня продолжает применять дискриминационный режим по отношению к Беларуси. И тем не менее Беларусь от «Восточного партнерства» получила немало. И потому воспринимает и само «ВП», и его трансформацию вполне позитивно.
Этот разговор будет продолжен осенью, когда наш МИД с коллегами из Европейской службы внешних действий планирует провести в Минске официальные мероприятия высокого уровня по случаю 10-летия «ВП». Но тема безопасности в регионе остается отрытой. Наша страна свою позицию вновь подтвердила. Насколько она услышана в ЕС?
Цели «Восточного партнерства»
♦ Политическая и экономическая интеграция ЕС и стран-партнеров;
♦ содействие безопасности и стабильности;
♦ сотрудничество гражданского общества и госвласти;
♦ поощрение контактов между людьми путем либерализации визового режима;
♦ повышение энергетической безопасности;
♦ содействие охране окружающей среды.
МНЕНИЯ
Яцек Мултановски, посол по особым поручениям МИД Польши:
— Последний раз я посещал Минск около 5 лет назад. И теперь, будучи опять в этом прекрасном городе, имею возможность увидеть изменения, произошедшие с тех пор. Я очень приятно удивлен, что практически никто не желает подвести итоги «Восточного партнерства» и считать эту программу завершенной. Все ожидают большего, ждут новых результатов. Конечно, можно говорить о неудачах «ВП» и его слабых сторонах — но благодаря привлекательности и гибкости «Восточное партнерство» может предложить каждому участнику этого формата нечто полезное.
Сигне Бургсталлер, посол по особым поручениям МИД Швеции:
— «Восточное партнерство» не являлось статическим, оно постоянно развивалось и совершенствовалось. И это одна из его сильных сторон. «ВП» оказалось успешным и во многих вещах даже превысило ожидания от него. Связи между ЕС и государствами-партнерами укрепились, значительно возросли объемы торговли. Мы рады, что продолжается и обсуждение партнерства по линии ЕС — Беларусь. «ВП» помогло нам перейти от восприятия восточных государств по их прошлому к их восприятию в качестве партнеров.
Ключевые задачи политики США в Европе на 2019 год
1. Заключить (с учетом брексита) с Лондоном новое торговое соглашение, отменяющее любые тарифы и квоты для США.
2. Остановить реализацию проекта «Северный поток — 2».
3. Кардинально сместить рубеж условного военного противостояния из Греции, Германии и Дании на восток — в Польшу и Прибалтику.
4. Поддержать активное участие в политических процессах на Балканах, особенно в их западной части.
5. Готовиться налаживать отношения с новым правительством Украины, куда отправить нового спецпредставителя.
6. Расширить американское морское присутствие в акватории Черного моря (формально — в рамках Конвенции Монтрё).
Источник: доклад Фонда The Heritage Fundation «U.S. Policy in Europe: Six Priorities for 2019»
osipov@sb.by