Контакт пятый — юбилейный

Могилев снова всколыхнул фестивальный «Март-контакт-2010»

Любой фестивальный праздник имеет свою концепцию, демонстрирует новые идеи, стимулирует творческую активность, втягивает в свой процесс публику и прославляет город

Могилев пятый год фигурирует на театральной карте Европы, как по-особому притягательное место, где всегда принимают по-славянски щедро, радушно и судят по гамбургскому счету. Не жалуясь на кризис, не напрягая излишней суетой и благодаря моральной и финансовой поддержке областного управления культуры, Могилевский театр не отложил и постарался не урезать свой фестивальный «Март-контакт-2010». Он в пятый раз всколыхнул город, доказав, что театр интересен молодежи.

Могилевский театр не похож на заповедник культурной скуки. Здесь постоянно живая реальность вмешивается в дела сцены. Это характерно для будничных дней и праздничных. Театр по традиции сталкивает режиссеров и актеров разного уровня и школ: от малопонятных мирового уровня литовских до своей простенькой бобруйской. Этим он учит слышать другие голоса и другие художественные намерения. Да и сам меняется.

Во время фестивальной недели идет напряженная творческая работа в виде пресс-конференций, круглых столов, мастер-классов, онлайн-проектов, ежедневных обсуждений просмотренного и, конечно, самих спектаклей. В качестве жюри, экспертов и театроведов приглашаются представители разных стран, которые иногда судят и оценивают с точки зрения посетителей Авиньонских и Эдинбургских фестивалей. Когда они сравнивают несопоставимое, на них не сердятся, потому что понимают: не идет игра в поддавки. К тому же в городе успела сложиться молодая зубастая аудитория. Они хоть и не профессиональные критики, но вкус имеют и знают, чего ждет самая продвинутая публика.

Фестиваль молодежный, и его лицом является ежедневное независимое издание «Вестник», которое выходит раз в год, работает по ночам, чтобы утром раздать свежий номер. В нем незамысловатые и искренние рецензии, интервью с гостями, разноречивые мнения зрителей, театральный юмор и споры с мэтрами.

Всеобщая влюбленность в сцену заставила всех участников фестиваля перемещаться по разным игровым площадкам города, горячо спорить о том, каким должен быть молодежный спектакль, нужен ли молодым театр вообще и что такое «новые формы». География театрального праздника обширная: Бобруйск, Минск, Могилев, Вильнюс, Варшава, Пермь, Нижний Новгород, Кишинев, Харьков, Орел. Режиссеры в основном немолодые, опытные, известные: Римас Туминас, Саулюс Варнас, Юрий Хармелин, Александр Кузин. Работать они предпочитают с молодежью, ставить качественные классические произведения. Но есть исключения.

Молодой белорусский режиссер Евгений Корняг, призер предыдущих фестивалей и любимец могилевской публики, на этот раз пригласил своим проектом «Кафе «Поглощение» в ночной клуб. Там, как и водится в таких заведениях, покормили, попоили, окурили дымами, оглушили музыкой, облили водой, заставили танцевать и одновременно предложили включиться в спектакль из жизни завсегдатаев подобного клуба. Наутро режиссер был настроен на яростную борьбу с консерваторами и хотел дать отпор. Но этого не произошло. Взрослые оценили эксперимент и приняли. Зато юные признавались: «Не понравилось. Зачем делать спектакль, если можно просто сходить в любой ночной клуб и увидеть там то же самое».

Молодежный центр «Миг» из Санкт-Петербурга пытался удивить всех трагикомическими буднями сильно пьющих врачей сельской больницы. Артисты спасали, реанимировали, делали уколы и хирургические операции обыкновенному… бревну. Зрительница, учительница английского языка, была в восторге: «Всех нас изображают бревном! Бревно — очень удачный символ. Врачи на самом деле лечат нас, как будто перед ними бревно». Однако этого восторга не разделили критики и члены жюри, которые были многим возмущены и просто проигнорировали питерский спектакль.

Скандальный, обвиняемый в безнравственности, модный ирландский драматург Мак Донах, один из возбудителей противостояния отцов и детей, был представлен сразу двумя пьесами. Пермский театр «У моста» считает себя его первооткрывателем в России и самым точным толкователем. Режиссер Сергей Федотов поставил четыре его пьесы. Спектакль «Сиротливый Запад» даже был номинантом российской театральной премии «Золотая маска». Премию не получил, но позволил режиссеру сильно возгордиться и ставить Мак Донаха в один ряд с Шекспиром и Чеховым. Режиссер был очень недоволен белорусскими критиками, которых его спектакль не сильно впечатлил. Федотов уверен, что страшные пьесы Мак Донаха смешны, и убежден, что поставил комедию «Когда ты смеешься над страшным, то становишься лучше». Извините, не поняли. Над бессмысленными и страшными убийствами смеяться не хотелось. Катарсиса не произошло. Другие мы, далекие от ирландских реалий. У нас своя жизнь, в которой тоже есть много бессмысленного, но не убийственного, а смешного, что было продемонстрировано в онлайн-проекте по пьесам молодого белорусского драматурга Павла Пряжко.

Его пьесы известны в России, за рубежом. У нас не ставятся. Предложили молодым могилевским артистам с помощью молодых режиссеров представить публике этого автора. Было интересно и спорно.

В таких спектаклях фестиваля, как «Чайка», «Облом офф», «Сиротливый Запад», «Хочу быть хомячком», «Москва — Петушки», «Урожай», «Кафе «Поглощение», показаны люди бездейственные, тоскующие, ленивые, иногда с немотивированной агрессией. Они молодые и абсолютно физически здоровые, но, можно сказать, с душами инвалидов. Совсем другие молодые предстали перед зрителями в получившем Гран-при фестиваля спектакле из Орла «Белое на черном». Это очень эмоциональный, волнующий до слез и в то же время по-своему оптимистический рассказ о молодых людях с ограниченными возможностями. С точки зрения физиологии они инвалиды, но с мощной волей, прекрасными умственными способностями и желанием творить. Гости из Орла, государственного театра для детей и молодежи, уже в который раз потрясают на «Март-контакте» своим умением говорить о трудном, тяжелом, сложном языком подлинного искусства, не делая скидок на жалость и возраст. На наш взгляд, это пример истинно молодежного театра.

Первую премию, первое место на театральном празднике завоевали хозяева. Их спектакль «Тарелкин» в непривычной для них литовской режиссуре оказался вдохновляющим прорывом на новый художественный уровень, как и работа исполнителя заглавной роли Николая Романовского. В следующий раз «Рэспублiка» расскажет об этом спектакле более подробно.

Как всегда, приуроченный к Международному дню театра могилевский фестиваль доказал, что контакты и взаимопонимание не знают границ, национальных особенностей и разницы в возрасте. Подтверждением тому стало совпадение оценок профессионального, молодежного и зрительского жюри.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter