«Конституция — не священное писание. Она может постоянно развиваться...»

Так  считает  судья  Конституционного   Суда   Беларуси Анатолий  Тиковенко,  с  которым  беседует  наш корреспондент

Так  считает  судья  Конституционного   Суда   Беларуси Анатолий  ТИКОВЕНКО,  с  которым  беседует  корреспондент  «Р»

— Анатолий Герасимович,  15 марта исполняется 15 лет Конституции Беларуси. Как орган, который вы представляете, встречает этот юбилей?

— В трудах и размышлениях. 5 марта Конституционный Суд  Беларуси принял решение по вопросу правового регулирования выплаты выходного пособия при расторжении срочного трудового договора (контракта). Картина при рассмотрении этого дела вырисовывалась такая. В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров  от 2 августа 1999 года № 1180 при расторжении контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения нанимателем его условий должна выплачиваться минимальная компенсация за ухудшение правового положения работника в размере трех среднемесячных заработных плат. На практике при расторжении контракта по указанному основанию возникал вопрос о выплате  в этом случае только минимальной компенсации или минимальной компенсации и выходного пособия. По мнению Конституционного Суда, сложившаяся неопределенность в вопросах выплаты выходного пособия и минимальной компенсации при расторжении контракта по этому основанию может быть преодолена путем внесения соответствующих  изменений в часть третью статьи 41 и часть третью статьи 48 Трудового кодекса. В связи с этим Совету Министров  предложено подготовить проект соответствующего закона.

— Чем, по-вашему,  является Конституция для нашей страны?

— Конституция – обязательный элемент современного государства, основа демократии, народовластия. Значение Конституции столь велико, что сам факт ее принятия оценивается как шаг к демократии. Она – Основной Закон, стержневой политико-правовой акт общества и государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке, закрепляющий организацию публичной власти в центре и на местах, регулирующий взаимоотношения этой власти, общества и индивидов.

Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 года, – это важнейший политико-правовой документ, договор суверенной власти и всего народа нашей страны. Она воплотила в себе социальные идеалы белорусского народа, которые наиболее ярко, считаю, выражены в стихотворении Янки Купалы «А хто там iдзе?». Напомню эти строки.

А хто там iдзе, а хто там iдзе

У агромнiстай такой грамадзе?

— Беларусы...

А чаго ж, чаго захацелася iм,

Пагарджаным век, iм, сляпым, глухiм?

— Людзьмi звацца.

— Думается, уместно обратиться к истории и причинам появления Основного Закона, по которому мы в настоящее время живем…

— В условиях демократизации, поляризации общественного сознания, нарастающего ожидания  масс о признании политического и экономического  плюрализма Конституция 1978 года стремительно превращалась в архаичный документ, что требовало ее непрерывного обновления. Конституция как юридическое средство социального компромисса, поддержания и обеспечения гражданского мира и согласия в обществе и как политико-правовое отражение и порождение его социальных противоречий имела двойное назначение: преодолеть противоречия между старой юридической формой в лице Конституции Беларуси 1978 года и реальным политическим наполнением нового вектора конституционного развития суверенной страны. С помощью обновленных конституционных средств создать устойчивую основу для зарождения рыночной экономики и плюралистической демократии, формирования гражданского общества и дальнейших конституционных преобразований. Конституция не только юридически оформила качественно новую государственность, политические и социально-экономические перемены, происшедшие в стране и обществе, но и завершила формирование суверенного белорусского государства.

В отличие от советских идеологических предшественниц Конституция 1994 года носит сугубо деидеологизированный характер.

Одним из важнейших элементов правового содержания Конституции Беларуси являются ее принципы, имеющие самостоятельное ориентирующее значение, без которых она не может существовать. Они образуют основы конституционного строя Беларуси, составляют как бы каркас Основного Закона, связывая конституционные нормы, придавая им единую направленность. Важнейшее значение нашего Основного Закона обусловлено тем, что он впервые в нашей практике закрепил ряд демократических конституционных институтов, установил механизм осуществления государственной власти на основе принципа разделения и взаимодействия властей. Вместе с тем в Конституции 1994 года наряду с широким кругом положительных, прогрессивных положений были обнаружены существенные недостатки, которые проявились в процессе ее применения. Впоследствии их пришлось преодолевать, в том числе и с помощью референдума.

— Можем ли мы говорить об эволюции Конституции, допустимы ли изменения и дополнения в нее? Какова роль  в процессах, связанных с действием Основного Закона, Конституционного Суда Беларуси?

— Конституция – это не Священное Писание. Она может развиваться без изменения текста. Эволюция Основного Закона  происходит прежде всего с помощью конституционного правосудия на основе и с помощью решений Конституционного Суда. Впервые появившийся в истории белорусской государственности Конституционный Суд  как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве осуществляет судебную власть. Он играет важную роль в формировании правового государства, осуществлении принципа разделения властей, в обеспечении прямого действия конституционных норм.

До недавнего времени КС  был наделен правом осуществлять последующий конституционный контроль. То есть, согласно статьи 116 Основного Закона, он проверял на соответствие Конституции как акты общегосударственного уровня, в том числе и законы о ратификации международных договоров, так и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Вместе с тем в последние годы в КС  почти не вносили предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов государственные органы, которым Основной Закон предоставляет такое право. В то же время, исходя из анализа обращений граждан и организаций, можно было сделать вывод о том, что на практике имелись определенные основания для внесения в КС предложений о проверке конституционности отдельных нормативных правовых актов. В минувшем году в уполномоченные органы поступило более 60 обращений граждан и организаций с просьбой внести в Конституционный Суд  предложение о проверке конституционности нормативных правовых актов в связи с наличием в них, по мнению заявителей, противоречий, влекущих необоснованное ограничение конституционных прав и свобод.

— И как, на ваш взгляд, следует поступать в такой ситуации?

— В условиях отсутствия у граждан права на конституционную жалобу КС считает, что должен быть выработан механизм реализации части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Согласно ей, государственные органы, общественные объединения, другие организации и граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о такой проверке. По мнению моему и моих коллег, порядок внесения уполномоченными органами предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов на основании обращений заинтересованных лиц должен быть точно определен на законодательном уровне.

С принятием Президентом  Декрета  от 26 июня 2008 года № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» начался новый этап конституционного контроля. Декрет значительно расширил компетенцию КС, открыл новую форму конституционного контроля в Беларуси. Ее принято называть предварительным конституционным контролем. Кстати сказать, орган, осуществляющий судебную власть, в котором я имею честь трудиться, в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов рассмотрел 102 закона, в том числе 3 кодекса, 24 общих и специальных закона, 40 законов на предмет  внесения изменений и дополнений и признания утратившими силу законодательных актов, 35 законов о ратификации международных договоров Республики Беларусь. Конституционным Судом за период своей деятельности принято свыше 550 решений и внесено в государственные нормотворческие органы около 250 предложений по совершенствованию законодательства. Конституционное правосудие в Беларуси стало реальностью.

— А лично для вас, Анатолий Герасимович, что значит День Конституции?

— Для меня, как и для многих соотечественников, День Конституции имеет особое значение. Разумеется, этот день у многих граждан может вызвать различные ассоциации, эмоции, воспоминания, связанные прямо или косвенно с реализацией конституционных прав и свобод, их защитой. Надежды и ожидания, порожденные Конституцией в нашем сознании, не всегда могут реализоваться сразу и сбыться в полной мере. Несмотря на это, все мы едины в одном: День Конституции – это, по сути, день демократии, а равно и день суверенной белорусской государственности.

Даже самая идеальная Конституция не  даст больше того, что  может. Но она, как и женщина, может дать очень многое тогда, когда ее будут любить, чаще с ней общаться. Особенно когда общество и государство  руководствуются принципами, нормами, требованиями, закрепленными в Конституции, и когда ее нормы входят в ткань мировоззрения, идеологии общества, государственных структур и должностных лиц. Такую ситуацию можно  назвать симфонией, в этом – идеал, к которому необходимо стремиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter