«Конституция» для педагогов

Кодекс об образовании не потребует кардинальной смены уклада

Кардинально менять привычный уклад в деятельности детсадов, школ и вузов со вступлением в силу Кодекса об образовании не потребуется

Белорусским законодателям удалось, казалось бы, невозможное – объединить все правовые нормы в такой сложной, охватывающей интересы практически каждого сфере, как образование, под обложкой одного кодекса. Шли к этому долго и пришли первыми. Потому работу над масштабным документом приравняли к полету Гагарина в космос. Работа, действительно, проведена серьезная. Достаточно сказать, что старт ее пришелся на 90-е годы прошлого века. За это время разработано более 50 нормативных правовых актов в сфере образования.

Много воды утекло с тех пор, и образование пережило не одну реформу: решали, быть или не быть в школе 12-летке, профилям и 10-балльной системе, нужен ли нам бакалавриат на этапе высшего образования? Появлялись учреждения образования нового типа – лицеи и колледжи. Словом, все текло, все изменялось… С учетом этих жизненных реалий и разработан кодекс. Кардинальных новшеств в сферу образования он не привнесет, за исключением отдельных изменений.

— Этих изменений мы ждали. Например, при приеме в гимназии теперь будут учитываться не только баллы, полученные ребенком на экзаменах, но и годовые школьные отметки по аналогичным предметам. Это справедливо, ведь на экзамене ребенок, а речь идет об учениках четверых классов, может растеряться. Здесь не место личностному подходу, поэтому школьные заслуги детей, конечно, необходимо брать в расчет, — уверена начальник отдела образования Солигорского райисполкома Алла Бородич.

Кодекс об образовании положительно восприняли и чиновники, и рядовые исполнители. Как отмечает большинство, документ четко определяет функции общеобразовательных учреждений — учить и воспитывать детей. Вопросы питания, медицинского обеспечения, приобретения учебного и лабораторного оборудования должны входить в компетенцию специалистов других служб и ведомств.

Острой для учреждений образования была тема платных услуг. Планы по ним не должны доводить «сверху», другой вопрос, что, как у юридических лиц со своими расчетными счетами, у учреждений образования есть возможности осуществлять внебюджетную деятельность. К тому же заработанные средства – подспорье в развитии материальной базы того же детсада или школы, колледжа или университета. За прошлый год, например, на оказании платных услуг, как было отмечено на итоговой коллегии Минобразования, было заработано 1,2 триллиона рублей, или 0,7 % ВВП.

Обсуждаемые нормы кодекса, регламентирующие условия и основания привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности, не новшество в системе образования. Расходы по восстановлению разбитых окон и сломанных столов, стульев родители «отличившихся» школьников несли и раньше. Ответственность за материальный вред содержалась в уставах учреждений образования, но теперь она прописана на уровне закона. В нем также обозначены основания для исключения ученика (наказать так могут только 10—11-классников). В случаях, когда количество пропусков занятий без уважительной причины за год превышает 30 дней, администрация школы вправе ставить вопрос о применении крайней меры. Резко? Возможно, но ведь основное занятие школьника – это учеба, сходятся во мнении педагоги, хотя и понимают: работы эта норма им только прибавит. Распрощаться со школой можно и по причине неуспеваемости. Пока, правда, неясно, что считать неуспеваемостью, так как по кодексу любой балл в десятибалльной системе оценивания, кроме нуля, теперь считается положительным.

У вузов также стало больше прав в отношении нерадивых студентов. Поводом для отчисления могут послужить неявка на экзамен, пропуск занятий без уважительных причин более 10 дней, невнесение платы за учебу и другое. Минобразования рекомендует высшим учебным заведениям строже подходить к студентам, пользующимся на экзаменах шпаргалками. В европейских вузах за это отчисляют без разговоров. У нас студентов чаще всего жалеют, применяют более гуманные меры – замечание, выговор… Также пока не было случаев, когда учащихся отчисляли за взятки преподавателям. Отвечают перед законом за это только «берущие», хотя справедливости ради меры воздействия должны применяться и к «дающим». В правилах внутреннего распорядка учреждений образования, к слову, это закреплено, но на практике строгие меры к таким студентам не применяются. Для того чтобы хоть как-то побороть порочную практику (а за минувший год количество подобных преступлений в отрасли значительно возросло), Министерство образования рекомендует вузам, ПТУ и ссузам уже в ближайшую летнюю сессию проводить экзамены письменно и в присутствии комиссий.

Кстати, кодекс вывел на чистую воду предприимчивых и по другим вопросам молодых людей, в частности тех, кто знал, как «правильно» избежать распределения. Многие, проучившись значительную часть времени на бюджетной основе, на старших курсах переводились на платное или заочное отделения, получали право на свободное трудоустройство. Теперь все четко: если половину и более срока студент учился на бюджете, оставшийся срок – за собственные средства или на заочном отделении, то после окончания вуза такой выпускник должен прибыть к месту распределения. К слову, в этом вопросе законодательство станет лояльнее для тех, кто во время отработки по распределению после окончания ПТУ или ссуза решит продолжить обучение на высшей ступени. Предшествующий трудовой период войдет в зачет последующего распределения.

Несомненным достоинством кодекса в Министерстве образования называют то, что документ содержит все необходимые нормы для реальной поддержки учителей и будет способствовать повышению статуса педагогических профессий. В то же время лидеров профессионального союза работников образования и науки волнует, почему при работе над документом «потерялся» пункт, согласно которому зарплата работников отрасли должна быть привязана к средней по промышленности? В Законе об образовании данная норма присутствовала, и теоретически это должно было стимулировать рост доходов учителей и профессорско-преподавательского состава. В реальности данная привязка все равно не работала. И тем не менее доходы педагогов за последние годы увеличились в 1,7 раза, преподавателей – почти в 2,2 раза. Над чем действительно необходимо здесь еще поработать и чиновникам, и законодателям, так это над повышением статуса педагога. Проблема назрела, но, объективно, только ли финансовым фактором она обусловлена? Как отмечает министр образования Сергей Маскевич, нужно разработать хороший социальный пакет для учителя. По словам министра, в кодексе заложены все регулирующие этот процесс механизмы. Данную тему руководители ведомства уже обсуждали с коллегами из других министерств. Речь идет об уменьшении учебной (аудиторной) нагрузки на преподавателей, увеличении продолжительности отпусков для работников дошкольных учреждений, создании льготной жилищной очереди для педработников и других, действительно значительных изменениях. Определенные шаги здесь уже сделаны. Например, важным новшеством в повышении социального статуса молодых ученых станет выдача им дипломов исследователя после успешного завершения аспирантуры. Как это будет влиять на их профессиональную жизнь? Шире распахнутся двери в вузовскую, прикладную науку: молодые ученые смогут занимать более высокие должности на кафедрах и в лабораториях — сразу старшего преподавателя или старшего научного сотрудника.

1 сентября текущего года Кодекс об образовании вступит в силу. Очевидно, что при его разработке главным принципом было понятие упорядочения существующих правовых норм. Документ не привносит в жизнь детсадов, школ, ссузов и вузов ничего такого кардинально нового, для чего бы потребовалось в очередной раз изменять учебные программы и планы. Безусловно, некоторую документацию все же необходимо будет привести в соответствие с кодексом (например, в связи с уточнениями в понятийном аппарате: официальное название школ теперь – учреждения общего среднего образования) – те же уставы школ, правила внутреннего распорядка для университетов и так далее. Кстати, в них теперь обязательно должна присутствовать норма, заложенная и в кодексе об объявлении территорий учреждений образования зонами, свободными от курения. Пока очевидно, что соответствующий приказ Минобразования молодежь не очень-то испугал. Что ж, тогда, возможно, тот факт, что в нашей стране впервые на законодательном уровне отрегулированы вопросы дисциплинарной ответственности учащихся и к провинившимся могут применяться меры воздействия, заставит их быть сознательнее. Хотя бы ради собственного здоровья.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter