Конституционное правосудие как эффективный инструмент правового государства

Конституционный суд Республики Беларусь был образован 28 апреля 1994 года благодаря наличию в принятой 15 марта 1994 года Конституции главы 6, посвященной непосредственно данному органу власти (всего 8 статей, 125 – 132), а также прямому указанию в Законе “О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь”. В нем было предусмотрено, что “в целях обеспечения безусловного исполнения принятой Конституции Республики Беларусь создать Конституционный суд Республики Беларусь в месячный срок со дня вступления в силу Конституции Республики Беларусь”, то есть с 30 марта 1994 г. Конституционному суду сложно было действовать в первые годы его становления, совпавшие с периодом политической и экономической трансформации. Главное в этой ситуации – находить оптимальный баланс между интересами государства, общества и человека. При этом особый отпечаток на его работу накладывают и ранее сложившиеся традиции и представления, сохраняющиеся в сознании многих граждан, например, в части их постоянного, как это было в условиях социализма, ожидания помощи от государства и слабой собственной инициативы. Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения парламентом Конституции. Он также может привлекаться для принятия соответствующих решений по отношению к местным Советам депутатов, систематически или грубо нарушающим законодательство. Объективная закономерность создания и деятельности Конституционного суда заключается в том, что права и свободы граждан, их отношения с государством и обществом будут постоянно совершенствоваться, включая изменение как их объема, так и содержания. Процессы глобализации, которые вовлекают в свою орбиту все больше государств и более широкие слои населения, неизбежно породят не только позитивные моменты, но и проблемы, над решением которых вынуждены будут работать управленцы, экологи, финансисты, специалисты в области социальной психологии, а также юристы. Вновь актуальными станут вопросы о праве наций на самоопределение, на свою государственность, на право пользования родным языком и др. Конституционные суды уже в ближайшее время столкнутся с проблемами реализации свободы научного творчества, видимо, здесь могут быть ограничения. Так, достижения научно-технического прогресса, влияющие на статус человека, деформирующие его природу (например, в области клонирования, трансплантации человеческих органов, использования стимуляторов для кормления животных, выращивания растений, в последующем используемых в питании), поставят новые задачи и перед теми, кто занимается правами человека, по разрешению возникших конфликтов. Сделать это на научной основе, оценить с точки зрения права может только Конституционный суд. Конституционный суд Республики Беларусь постоянно наращивает свою деятельность по контролю за конституционностью нормативных актов. Динамика рассмотренных дел Конституционным судом Республики Беларусь с момента его создания следующая: 1994 г. – 5; 1995 – 17; 1996 – 12; 1997 – 6; 1998 – 11; 1999 – 17; 2000 – 28, 2001 – 48, в 2002 г. – 40, в 2003 г. – 36. Это не считая работы специалистов и судей Конституционного cуда с обращениями граждан, в которых ставятся вопросы правового характера. Например, в 2001 году в Конституционный суд поступило 1500 обращений. Из них свыше 1300 индивидуальных, более 200 коллективных обращений, которые подписали более 3,5 тысячи человек. В 2002 году поступило примерно такое же количество обращений – около 1300, которые подписали более 4 тысяч граждан, а в 2003 г. с учетом личных и коллективных обращений – более 12 тысяч граждан. Если речь идет о проверке конституционности нормативных актов, то в силу требований статьи 40, части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный суд разрешает возникающие проблемы путем вынесения соответствующего решения. При этом мы исходим из общественной значимости вопроса, а основное ограничение – избегать вторжения в политические споры. За последние годы накоплен позитивный опыт осуществления конституционного правосудия. У нас достаточно высокий уровень исполнения принятых Конституционным судом решений. Конституционный суд стал проверять на соответствие Конституции нормативные акты органов местного самоуправления и управления в последние годы. Видимо, еще достаточно новой, но перспективной для практики Конституционного cуда является ориентация на соответствующую иерархическую соподчиненность норм самой Конституции. Нормы, посвященные основам конституционного строя, правам, свободам и обязанностям граждан, рациональной системе сдержек и противовесов между государственными институтами, должны получить свою приоритетную защиту со стороны Конституционного суда. Конституционный суд обязан содействовать развитию таких важнейших принципов законотворческого процесса, как ясность и логичность юридических норм, предсказуемость последствий принятия законов и др. Деятельность Конституционного cуда всегда протекает гласно, и в этой связи как освещение всего судебного процесса, так и опубликование принятого решения оказывают соответствующее влияние на правосознание должностных лиц и граждан.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter