Источник: Знамя юности
Знамя юности

Константин Крюков: я благодарен своей семье – есть за кем наблюдать и с кого брать пример

Актер, ювелир, художник – у таланта Константина Крюкова очень много граней, и каждая из них отшлифована до ярчайшего блеска. В интервью «Знаменке» артист рассказал о своей роли в новом историческом сериале «Красный Яр», особенностях работы в кино и театре, актерской династии, вспомнил семейные традиции, великого деда и тех, кто оказал большое влияние на его мировоззрение.

– Почему решили принять участие в проекте «Красный Яр»?

– Во-первых, давно интересуюсь этим регионом, потому что у меня много друзей из Красноярска, которые с любовью рассказывали о своей родине, уникальности и красотах этого края. Во-вторых, понравилась историческая часть сюжета, в особенности мой персонаж. Он француз, который оказался не просто на чужбине, а в ссылке, но не на каторге, а на работе в доме богатого золотопромышленника, вхож в круг местной элиты. И здесь очень любопытны столкновения двух культур: как сибиряки относятся к нему и как он – к ним. Причем это не придумка сценариста, не вымышленный герой: в то время в Красноярском крае действительно находилось несколько ссыльных французов. 

– Любите играть в исторических проектах?

– Играть конкретных исторических персонажей всегда большая ответственность, и это достаточно сложно, требует особого подхода к роли. Но, как только в сюжет вписывается некий художественный вымысел, у актеров и режиссеров появляется больше свободы и маневра при создании образа, и это, я считаю, идет только на пользу фильму. 

– Вы получили профессию геммолога (специалиста по драгоценным камням. – Прим. «ЗН».) в 16 лет. По настоянию отца или по собственному желанию?

– Выбор продиктовало то, что мне тогда очень хотелось обрести самостоятельность, работать и зарабатывать деньги. Я знал: если получу такое образование, отец, который занят в этом бизнесе, сможет помочь с трудоустройством. 

– Но с детства вы были окружены творческими личностями. Наверняка каждая из них хотела привить свое мировоззрение, придать направление вашему внутреннему развитию. Кто оказал большее воздействие?

– Действительно, семья и окружающий мир на определенном этапе влияют на детей очень сильно. Но кто из родных в большей степени, однозначно сказать не могу. Понятно, что по маминой стороне вся семья в кино, в творчестве. По папиной – ученая стезя, ювелирное дело. Но были и люди, которые не относятся к семье, но так же сильно на меня воздействовали. Но не так явно. 

Кадр из сериала «Красный Яр»

– Как происходило ваше становление и познание мира в юности?

– Ты учишься, набираешься опыта, наблюдая за людьми: как они идут по жизни, что делают. В этом плане благодарен семье: там действительно есть за кем наблюдать и тогда, и сейчас, с кого брать пример. Я много времени проводил с бабушкой (народной артисткой РСФСР Ириной Скобцевой. – Прим. «ЗН».). Через общение с ней мог понять, как смот­рел на жизнь и искусство и мой дед – Сергей Федорович Бондарчук (советский режиссер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. – Прим. «ЗН».). У моей мамы (Алены Бондарчук, актрисы театра и кино. – Прим. «ЗН».) было более консервативное мировоззрение, у Федора Сергеевича (Бондарчука – родного дяди Константина Крюкова. – Прим. «ЗН».) – свое. Понятно, что мы все жили и живем творчеством, обсуждаем какие-то общие темы практически каждый день. Из этого что-то формируется, структурируется в сознании и в итоге оказывает влияние на твое развитие. Но моя ситуация интересна еще тем, что, с одной стороны, у меня семья от искусства, а с другой – благодаря образованию и отцу у меня большой круг общения с совсем нетворческими людьми. Все это тоже воздействует. Где-то я могу быть более рациональным, где-то – наоборот.

– Какие семейные традиции большой именитой семьи Бондарчуков вы привнесли в свою уже взрослую жизнь? 

– С детства помню, что мы обязательно старались всей семьей соб­раться вместе на Новый год. Есть один веселый обычай, когда мы обязательно провожаем за порог старый год. Затворяем за ним дверь или окно и обязательно говорим спасибо. Наверное, это от деда пошло: он придавал такому веселому ритуалу какое-то сакральное значение. Так же мы и новый год впускаем в дом: открываем ему дверь, стараясь не ошеломлять с ходу миллионами желаний. Ждем, чтобы ему стало у нас комфортно, уютно и празднично. Вот эти традиции пытаемся продолжать и сейчас.

– Не могу не спросить про легендарного деда – Сергея Бондарчука. Каким он был?

– Я был маленьким, и для меня он оставался в первую очередь дедушкой. Он запомнился очень спокойным и уравновешенным. И очень своеобразным. В отличие от других, он всегда воспринимал меня и других детей как взрослых, самостоятельных и ответственных личностей. И это не превращалось в игру, дед всегда общался со мной на равных. И это работало! Отлично помню, как отчаянно пытался соответствовать. Второе воспоминание: дед – человек, который всегда занят работой, и лучше ему не мешать. Создавалось полное ощущение, что он постоянно чем-то занят. Если хотел с ним заговорить, понимал: надо сто раз подумать, не помешает ли ему мое внимание. Даже когда он прогуливался, неторопливо перебирая свои четки, становилось понятно, что мысленно он пытается решить какую-то задачу, и нам очень не хотелось ему помешать.

Константин Крюков с бабушкой Ириной Скобцевой и мамой Аленой Бондарчук

– Вашу не менее знаменитую бабушку вы называли Иришей. С чем это связано?

– Не знаю, откуда пошло, просто как-то прижилось в нашей семье. Неважно, в каком возрасте мы общались, она по внутреннему ощущению и по-человечески для всех действительно оставалась Иришей. 

– А как отнесетесь, если ваши внуки станут называть вас Костей?

– Буду только рад. Ведь главное – сохранить в себе возможность, желание и умение адекватно воспринимать время вокруг себя, это очень ценный навык.

– Что вам ближе – кино или театр?

– Если ты с 18 лет снимаешься и только в 35 попадаешь в театр, то кино тебе, конечно, ближе. Но вмес­те с тем начинаешь осознавать, сцена – тоже свой невероятный и самодостаточный мир. Сопоставить кино и  театр, сказать, что важнее, главнее, невозможно – это разные орбиты. Профессиональный базис, безусловно, общий, но процесс организован совер­шенно по-разному.

– В чем это проявляется?

– В первые две-три недели репетиций в театре у меня просто физически возникла проблема. Ведь на театральной сцене не звучат пресловутые команды-триггеры «Мотор!», «Стоп, снято!». За время работы в кино я уже привык к такому формату, когда по команде включается камера и в нужный момент актеру необходимо сконцентрироваться и выдать максимальный результат. Когда это отсутствует, поначалу сложно перестроиться, сфокусироваться. И таких концептуальных различий много. 

– Но теперь лучше понимаете мать, которая брала домой сценарий и репетировала роли даже дома?

– Когда окунаешься с головой в театральную жизнь, начинаешь понимать очень хорошо. Когда наблюдал за мамой, также для меня было загадкой, как артисты могут запомнить столько текстов. Видел в ее руках толстенную пьесу и понимал, что выучить столько наизусть обычному человеку нереально. И когда мне в первый раз вручили такой увесистый том, испытал шок! Но прошло три месяца репетиций – и о чудо! Ты уже не просто знаешь роль назубок, но и, когда нужно, начинаешь выдавать текст на автомате. 

– Важны ли вам личность и бэкграунд режиссеров, которые предлагают проекты?

– Для меня очень важны личность режиссера и возможность ему доверять. Очень часто создается определенный перекос, когда артист живет в одном смысловом измерении, а режиссер – в другом. Тогда на съемках все идет наперекосяк и начинает разваливаться. Идеально, когда ре­жиссер – центр принятия решений и он же собиратель единого пазла. Ведь часто случается, что только он знает, как этот пазл должен в итоге выглядеть. Такому я всегда готов довериться. Если режиссер говорит: «Забудь про все, просто бери топор и руби полено», – так и сделаю. Это в итоге его задача – все органично соединить воедино. Поэтому для меня очень важна фигура режиссера в кино.

– У кого больше шансов сотворить киношедевр – у режиссера-диктатора или у того, кто предоставляет возможность для импровизации?

– Думаю, это довольно упрощенное разделение. Наибольшая ве­роят­ность на успех у хитрецов – режиссеров-конформистов, которые умеют по ходу дела подстраиваться под ситуа­цию на съемочной площадке. Если требуют обстоятельства, стать тираном, если это не работает, легко переключиться в режим «восхи­щатора» или вдохновителя – любой другой, главное, чтобы получилось. Универсального рецепта на все случаи жизни просто нет. 

– Планируете ли еще раз поработать с вашим дядей – Федором Бондарчуком? 

– Пока нет. Все заняты своей работой. Но с Федором Сергеевичем готов трудиться всегда и на любых условиях, потому что он как раз входит в число режиссеров, которые «и голова, и шея, и душа всего», ему можно доверять беспрекословно. Он всему научит, поэтому посотрудничал бы с удовольствием.

– Часто отказываетесь от участия в съемках?

– Бывает и такое. В основном потому, что предлагают банальное тиражирование образа, ну или неинтересный сценарий. 

– То есть ориентируетесь сначала на материал, а потом на все остальное?

– Да. Правда, периодически случаются приятные исключения, совершенно неожиданные. Однажды предложили сыграть роль полицейского в сериале («Пенсильвания». – Прим. ЗН».). Вначале мне показалось это довольно странным, потому что роль подполковника полиции – это ну совсем не про меня. Но взял сценарий и... отложил только в четыре часа утра. Запоем прочитал первые 16 серий и уже в ночи стал звонить режиссеру с просьбой прислать мне оставшуюся часть, потому что роль очень понравилась и захватила.

– Давайте поговорим и о живописи. Как с этим направлением творческой деятельности у вас сейчас?

– Пока не занимаюсь живописью, отложил до лучших времен. Этому процессу надо уделять много свободного времени, отдельно и серьезно им заниматься. Но сейчас просто нет такой возможности.

– Любите путешествовать? Где вам особенно комфортно?

– Очень люблю Италию. Она разно­образна, в ней невероятное количество интересных мест, культура – ты в ней просто живешь. Хотя в январе был в Египте, тоже понравилось.

С супругой Алиной Алексеевой

– В этом году у вас десять лет совместной жизни. Каков секрет крепкого семейного счастья?

– Компромисс и юмор – его необходимо находить во всех спорах. И еще – больше путешествовать. Это помогает не застаиваться, наслаждаться жизнью, освежать чувства и впечатления. Нам специально как-то не надо сорганизовываться. Наша совместная работа так или иначе взаимосвязана. Одни и те же друзья, интересы, места, куда мы любим ходить, – все это позволяет проводить больше времени вместе, хотя, конечно, всегда хочется большего.

КОНСТАНТИН КРЮКОВ

Родился: 7 февраля 1985 года в Москве 

Образование: в 2001 гoдy oкoнчил Aмepикaнcкий гeммoлoгичecкий инcтитyт и пoлyчил диплoм гeммoлoгa выcшeй квaлификaции; в 2006-м – Mocкoвcкую гocyдapcтвeнную юpидичecкую акaдeмию 

Семья: был женат на Евгении Варшавской, есть дочь Юлия. Сейчас состоит в браке с Алиной Алексеевой 

Карьера: сыграл роли в 81 фильме и сериале, среди которых «9 рота», «ЖАRА», «Одноклассники», «На крючке», «Любовь как любовь»... Зaнимaeтcя живoпиcью. Нaгpaждeн Зoлoтoй мeдaлью eвpoпeйcкoгo oбщecтвa Фpaнцa Кaфки «Зa выдaющийcя вклaд в paзвитиe coвpeмeннoй живoпиcи» 
Евгений НИКОЛАЕВ (специально для «ЗН»), фото Натальи ПЕТРОВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter