17 февраля историческому зданию Белорусской академии музыки исполняется 60 лет

Консерватория моей жизни

Первый раз я торжественно въехала в консерваторию на руках у мамы. Она была на третьем курсе, когда я родилась, и кто–то из местных весельчаков — Лученок или Смольский — запустил утку, что у нее тройня. Вот и пришлось ей предъявлять народу меня, единственную и неповторимую.

Это случилось уже в новом здании консерватории. Старого мы с мамой не застали. То есть оно продолжало стоять на той же площади — бывший губернаторский дом, позже надстроенный и надтреснутый, — но это уже другая история. В старом двухэтажном особнячке остались две музыкальные школы — семилетка и десятилетка. А консерватория с помпой въехала в новые хоромы ровно 60 лет назад — 17 февраля 1958 года.

Когда здание было новехоньким

Сохранилась даже кинохроника, запечатлевшая это знаменательное событие. Восторженная толпа, из которой выглядывает до боли знакомый чуб композитора Аладова (он был первым послевоенным ректором консерватории) и надменный профиль первого секретаря Минского обкома КПБ Василия Шауро. С приветственной речью к присутствующим обратился министр культуры БССР Григорий Яковлевич Киселев. С ответным словом выступили ректор консерватории Анатолий Васильевич Богатырев и студентка Инна Рыдлевская — ныне профессор, доктор искусствоведения Инна Назина.

Затем кинокамера совершила небольшое путешествие по коридорам и классам. Заглянула к профессору фортепиано Георгию Николаевичу Петрову, который как раз занимался со студентом Сергеем Кортесом. Потом побывала у вокалистов, ненадолго задержалась в камерном классе Михаила Марковича Гольдштейна, подсмотрела, как прославленный цимбалист Иосиф Иосифович Жинович занимается со студентом Бурковичем...

Гляжу на эти кадры и думаю, как много и как мало изменилось с тех пор. Тогда в консерватории обучалось всего 250 студентов (сейчас 1.200). И факультет был один, и единственный декан Елена Петровна Володько в одиночку, без компьютера и лаборантов, составляла расписание для всей консерватории. Да так, чтобы было удобно и оперной студии, и хору, и народному оркестру, и преподавателям, и работающим студентам (каковых было абсолютное большинство).

Фото Виталия Пивоварчика

В восемь утра приходили педагоги. Патриарх белорусской композиторской школы Анатолий Васильевич Богатырев — учитель Глебова, Смольского, Кортеса, Лученка и многих других наших мэтров. Профессор виолончели Александр Павлович Стогорский — брат всемирно знаменитого виолончелиста Григория Пятигорского, обучивший Перлина... А уж потом Перлин обучил всех остальных. Профессор Григорий Ильич Шершевский, патологически боявшийся сцены, но игравший не хуже, чем его учитель Софроницкий. И другой фортепианный педагог Михаил Аркадьевич Бергер — уроженец Минска, в детстве аккомпанировавший Ларисе Помпеевне Александровской. Будучи директором консерватории в 1937 — 1941 годах, он не побоялся принять на учебу детей репрессированной белорусской интеллигенции, в том числе будущего ректора Владимира Владимировича Оловникова. О Бергере и Шершевском слагали стихи и песни, например, такую: «Мишка и Гришка сделали ту–ту» (о том, как профессора нашей консерватории в полном составе отправились в Москву на первый конкурс Чайковского, который проходил с 18 марта по 13 апреля 1958 года).


От сессии до сессии

Помню их всех, кроме уехавшего в 1962 году Стогорского. У Богатырева я училась по оркестровке и анализу форм. Жаль, не застала легендарного дирижера театра оперы и балета БССР Илью Гитгарца. Говорят, до войны он приходил на репетиции в кожанке и с наганом, и если кто–то в оркестре издавал хоть одну фальшивую ноту, в сердцах стрелял в потолок. В разгар борьбы с космополитизмом его из театра «ушли», и он работал доцентом в консерватории, но все так же грозно сверкал черными очами и изрекал непристойные шуточки, которые в музыкантской среде до сих пор передаются из уст в уста как анекдоты.

Студент Вениамин Буркович на уроке у преподавателя Иосифа Жиновича. 17 февраля 1958 г

Еще досадно, что я не застала легендарного вокального педагога Евгения Эдуардовича Виттинга. До революции он был ведущим тенором Мариинского театра, пел с Шаляпиным, один из первых русских певцов, чей голос запечатлелся на фонографе. После известных событий эмигрировал и поселился в Риге, из–за чего советское руководство относилось к нему с подозрением. Рассказывали, будто он владел секретом, как предотвратить старение голоса. Среди его учеников такие корифеи белорусской оперной сцены, как Николай Ворвулев, Михаил Зюванов, Валерий Глушаков.

Впрочем, замечательных педагогов в консерватории всегда хватало. Как и замечательных студентов. Да, было время, когда девушки, в том числе и талантливые, на втором–третьем курсе массово выходили замуж и уезжали в далекие гарнизоны или на стройки коммунизма. Многие из–за безденежья и кажущейся бесперспективности убегали в эстраду, в ресторан.

На уроке у Евгения Глебова. За роялем Владимир Кондрусевич. Конец 1970-х годов

Но были и те, кто занимался музыкой, даже если условий для этого не было. Духовики и струнники оттачивали мастерство в консерваторском подвале, а пианисты буквально дрались за ключи от классов. С шести утра до полуночи все четыре этажа гудели этюдами Шопена и Листа.

Ну а композиторы яростно овладевали музыкальными науками — полифонией и гармонией. Царем и богом в этом деле был композитор–песенник Владимир Оловников. Казалось бы, зачем песеннику полифония? Пиши себе — тра–ля–ля–ля... Но Владимир Владимирович, прошедший битву за Днестровский лиман, не искал простых путей и нам не позволял. Слабые духом под дверью его кабинета падали в обморок. Но даже я, учившаяся в школе у Маргариты Сергеевны Миненковой и ничего уже не боявшаяся, с ужасом вспоминаю, как он, обнаружив ошибку, громко чмокал у меня за спиной и тыкал указкой, как копьем, в мою нотную тетрадь.

Ветер перемен

...Да, очень многое поменялось за прошедшие годы. Консерватория превратилась в академию музыки (хотя будь моя воля — я бы вернула ей прежнее название), неимоверно выросло количество кафедр и факультетов, усилиями нынешнего ректора Екатерины Николаевны Дуловой происходит масса интересных событий, в Большом зале появился долгожданный рояль «Стейнвей»...

Студент Сергей Кортес на уроке у профессора Георгия Петрова. 17 февраля 1958 года

Так что свое 85–летие консерватория встретила в отличной творческой форме. Да и здание консерваторское, несмотря на 60 прожитых лет, сверкает внутри и снаружи. Жаль только, что из–за отеля «Европа», наглухо перекрывшего его правый торец, оно уже не просвечивается солнцем насквозь, как в старые времена.

И еще одна беда — тесно. Даже несмотря на то, что оркестранты и народники перебрались в новый корпус на улице Чичерина. Консерватория отчаянно нуждается в оперной студии, ведь в нынешнем небольшом консерваторском зале нет условий для оперных постановок. А уж тем более для приглашения зрителей, которые буквально с боем прорываются на здешние оперные премьеры.

Нет, я не к тому, что нужно строить новое здание! Нынешний консерваторский дом, построенный по проекту Романа Гегарта (тот же архитектор, который проектировал ГУМ и телевизионный центр на Коммунистической), настолько красив и «намолен», что давно уже превратился в настоящий храм искусства. Достаточно вспомнить имена тех, кто в этом здании учился: Игорь Лученок, Дмитрий Смольский, Сергей Кортес, Игорь Паливода, Василий Раинчик, Андрей Галанов, Вячеслав Чернуха–Волич, Тимур Сергееня, Андрей Поночевный, Юрий Блинов, Артем Шишков, Микаэл Самсонов, Оксана Волкова, Нина Шарубина, Анастасия Москвина... И многие другие, прославившие нашу страну во всем мире.
Екатерина Дулова

Отличный выход — соорудить пристройку, примерно так, как это сделано в художественном музее. Такова идея ректора Екатерины Дуловой. «У нас есть возможность сделать пристройку к зданию в глубь нашего двора. 25 метров — это наша территория», — убеждала она в одном из интервью. Основное здание при этом не только не пострадает, а, наоборот, восстанет в своем первоначальном облике. «Хотелось, чтобы вернулись исторические люстры, ручки и перила. Может быть, мы разберем стенки, которые перекрыли красивые переходы», — говорит Екатерина Дулова.

Строительные работы должны были начаться в 2014 году. Но пока не хватает финансирования на более насущные проекты — реконструкцию Республиканской гимназии–колледжа и общежития при консерватории. Верю, что все эти планы осуществятся — пусть даже к 90–летию академии музыки, которое будет отмечаться через 4 года.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter