Консервам тесно на складах

Увидишь ли в московском торговом центре горошек из Кобрина или березовый сок из Барановичей?


Чтобы выполнить задания по достижению положительного сальдо и росту ВВП, в будущем году надо 65 процентов промышленной продукции и 20 процентов сельскохозяйственной продать на экспорт. Такие цифры прозвучали на недавнем совещании о работе экономики в 2012 — 2013 годах. Президент принципиально напомнил, что экспорт, в том числе продовольственный, — наш главный, важнейший приоритет. Среди тех, кто имеет шансы успешно торговать за пределами Беларуси, — консервные заводы. У них есть важное преимущество. Все консервы — из экологически чистого сырья, без красителей и ароматизаторов. Однако увидишь ли в московском торговом центре горошек из Кобрина или березовый сок из Барановичей? Нет...

Да, успехи есть. Но это скорее исключение, чем правило. Малоритский консервно–овощесушильный комбинат занимает около половины внутреннего рынка детского питания. Начальник отдела маркетинга Инесса Иванова приводит аргументы:
— В январе — августе минувшего года заработали на экспорте 505 тысяч долларов, за этот же период 2012–го — 775 тысяч. 

В Россию продаем детское питание, соки–нектары в стеклянных бутылках, варенье, джемы. В Украину и Казахстан — в основном детское питание. Специально для московских заказчиков производим линейку соков под брэндом YAMMY. В 2006 году ввели в эксплуатацию новый цех по производству консервированной продукции для детского питания. В 2009–м получили сертификат на производство детского питания в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001. 

Почему же другие предприятия Брестчины, перерабатывающие овощи и фрукты, не могут так же открыто рассказать о своих успехах? Похвастаться нечем? Несколько лет назад был ликвидирован концерн «Брестплод-овощпром». Ряд консервных заводов взял под свое крыло «Брестмясомолпром». Но в «крыше» ли дело? Ведь у самих есть опыт, наработки, клиентская база...

Лично я, например, покупаю маринованную свеклу, гарнирную морковь и консервированную фасоль Ляховичского консервного. Предположила, что у предприятия проблем нет. Но заместитель директора по коммерческим вопросам Светлана Зязюля удивляет суммой экспортного заработка в нынешнем году — всего 13 тысяч долларов:
— Нам невыгодно работать на экспорт. У нас все натуральное, но российский рынок заполнен более дешевой продукцией.
Звоню на Кобринский консервный завод. Визитная карточка — консервированный горошек. Антикризисный управляющий (предприятие шестой год в стадии санации) Григорий Тарасюк не скрывает:
— В прошлом году был успех. Теперь наш горошек стоит на складах. Внутренний рынок насыщен. Россия отказывается брать. Молдавский, болгарский, венгерский, хорватский значительно дешевле.
— И где выход?
— Надо уменьшать затраты. Менять технологии, устанавливать новое оборудование. Очень много на консервных заводах ручного труда...

Но ведь многие предприятия Брестчины уже модернизированы, а экспорт не получается. Почему? Вероятно, нужно просчитывать риски. Изучать спрос. В КГК Брестской области считают перспективным проект в Пружанах: частный консервный завод начал производство консервов быстрого питания. Салаты, супы закрыты в банки по новой технологии. Но ситуацию в целом по области начальник управления КГК Брестчины Николай Расич характеризует как проблемную:
— Есть отраслевая программа на 2012 — 2015 годы, основная цель — повышение эффективности за счет загрузки мощностей и дешевого качественного сырья. Продукция должна быть конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке — это аксиома. Но из–за высокой себестоимости пока пробиться за пределы Беларуси сложно. Ко всему нужна грамотная маркетинговая политика на уровне «Белгоспищепрома», который является заказчиком — координатором программы. 

Перед консервной отраслью ставится задача к 2016 году загрузить мощности до 95 процентов. При этом четверть консервов должна уходить на экспорт. У заводов Брестчины удельный вес экспорта должен составить более 32 процентов. Как плодоовощные предприятия концерна «Брестмясомолпром» намерены выполнять эту задачу, узнать так и не удалось. Мне говорят: у консервов — длительные сроки реализации, звоните к концу года, будет результат...

ЦИФРА

По данным Минсельхозпрода, примерно 40 процентов выращенных овощей теряются в процессе хранения и переработки. Ежегодно в стране производится около 2 миллионов тонн овощей, значит, в отходы идет примерно 800 тысяч тонн.

КСТАТИ

Консервированное детское питание может быть полезнее свежих фруктов, утверждают белорусские ученые. Они призывают молодых мам покупать не яркие красивые фрукты с лотков, а консервы, предназначенные для малышей. Овощи и фрукты, которые подвергаются переработке, проходят тщательные исследования в лабораториях. Для свежих же овощей и фруктов подобных проверок не существует.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter