Консенсус невозможен

Климатический саммит в Копенгагене так и не родил нового соглашения

По информации на 18 декабря, которую «Р» получила из Копенгагена, климатический саммит так и не родил нового соглашения, которое должно было заменить Киотский протокол.

Во время переговоров главам государств 28 стран удалось договориться лишь о политической декларации с последующим подписанием нового соглашения. До полудня был обнародован проект декларации.

Впрочем, надо признать, что итог двухнедельного саммита удивления не вызвал. Напомню, что сомнения в том, что консенсус возможен, звучали еще накануне. Камнем преткновения, в частности, стала выработка единой позиции по количественным обязательствам сторон. В связи с этим исполнительный секретарь Рамочной конвенции ООН об изменении климата Иво де Боэр делал заявление о том, что итогом конференции может стать «не подписание юридически обязательного договора, а принятие набора решений», что, собственно, и произошло.

Вместе с тем все две недели работы, а особенно последние дни, по словам члена белорусской делегации, национального координатора—эксперта проекта ТАСИС по выполнению Киотского протокола в странах СНГ Александра Гребенькова, были изматывающими. Дискуссии в буквальном смысле слова длились сутками. Так было и накануне дня закрытия саммита. По словам собеседника, обсуждение приняло какую-то скандальную форму: практически все заседания начинались с опозданием, а иногда откладывались или затягивались из-за постоянных остановок на нескончаемые консультации в региональных группах. Из-за этого, конечно же, интерес участников стал падать. «Выступления первых лиц начались 17 декабря с опозданием на час и затянулись до 4.30 утра 18 декабря, — рассказывает Александр Гребеньков. – Все это привело к тому, что, например, президент Франции Николя Саркози выступал ночью в огромной полупустой аудитории…»

Видя, что консенсус невозможен, рассказывает специалист, председатель применил методику «friends of Chair». Суть ее в том, что, когда нет согласия, для обсуждения документа выбираются наиболее уважаемые представители из разных групп стран. Собственно на них ложится ответственность за выработку нового документа. Но и это не сработало.

По словам Александра Гребенькова, текст политического документа, который станет итогом саммита в Копенгагене, содержит следующие аспекты: выделение развивающимся странам от развитых в период с 2010-го по 2012 год 30 миллиардов долларов, до 2020-го еще 100 миллиардов — из общих средств. Действие конвенции продлится до 2016 года, а значит, будет еще 3-й период обязательств. Создается собственный фонд конвенции, устанавливается механизм передачи технологий. К обсуждению нового документа вернутся в 2016 году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter