На Гродненщине развернулась нешуточная война между маршрутчиками. Дошло до стрельбы

Конкуренция в сицилийском духе

Война между конкурирующими водителями маршруток длится столько, сколько они существуют. Они намеренно подрезают друг друга на остановках и улицах, руганью пытаются доказать, кто на дороге главнее. Однако последние новости из Гродненской области показывают, что проблема обретает новый поворот. Некоторые перевозчики утверждают, что их автомобили расстреливают из пневматического оружия. Не обходится и без более серьезных угроз. Похоже, борьба за пассажира начинает переходить все границы.


На прошлой неделе обстреляли одну из машин Алексея Рыбалко, директора предприятия, оказывающего услуги по пассажирским перевозкам по маршруту Гродно — Новогрудок:

— Автомобиль стоял ночью на стоянке, водитель отдыхал дома. Среди ночи неизвестные повредили три боковых стекла, выстрелив из пневматики. Накануне водителю звонил местный житель, интересовался, что за машина, почему она здесь стоит, почему на ней написано «Минск — Гродно».

А утром водитель увидел разбитые стекла и легко узнаваемые вмятины от пуль. Алексей говорит, что угрозы в адрес их компании поступали и раньше. Ремонтировать авто пришлось за свой счет. Рыбалко считает, что расстреляли его машину перевозчики–конкуренты. За две недели до происшествия к водителю на одной из остановок подошли неизвестные и угрожающим тоном дали понять, что поездки по этому маршруту, Новогрудок — Гродно, нежелательны. «Они работают неофициально, перевозят людей на машинах с обычными белыми номерами. Если ты работаешь официально, то используешь желтые номера», — объясняет директор. Этим случаем уже занимается милиция. Евгений Дудко, начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Гродненского облисполкома подтвердил, что такой факт действительно был. Он рассказал, что милиция выезжала на место и нашла пулю от пневматического оружия. Версия о том, что это дело рук конкурентов, не исключена и будет тщательно проверена. Уже имеется круг подозреваемых, причины и мотивы будут выяснены. Как сообщил Сергей Шершеневич, официальный представитель управления СК по Гродненской области, возбуждено уголовное дело по факту хулиганства.


Этот случай не первый на Гродненщине. Алексей Отцецкий, директор компании «Мерсавтоэкспресс», которая работает по маршрутам Гродно — Новогрудок и Гродно — Кореличи, рассказывает, что 9 ноября прошлого года его машину тоже обстреляли из пневматики. Это случилось спустя неделю после угроз со стороны конкурентов. «В начале ноября возле Дома быта к моему водителю подошел незнакомый и в ходе беседы сказал, что если ему будут составлять конкуренцию, то будет повреждено авто», — цитирует свое заявление в милицию Алексей. По словам Отцецкого, диспетчерам его компании не раз угрожали по телефону. Но аудиозаписи звонков у него нет, и доказать это теперь невозможно. В своем заявлении он даже указал, кто мог быть причастен к обстрелу. Однако проведенная проверка показала, что этот человек ни при чем. В возбуждении уголовного дела было отказано. Но сейчас его дело также повторно рассматривают в Следственном комитете.

Еще один вопиющий факт случился в конце ноября. Микроавтобус минской компании, которая только начала возить пассажиров по маршруту Гродно — Минск, направлялся в Гродно. «Маршрутка была полная, а в лобовое стекло прилетели болты. Один даже застрял там, так и остался», — рассказывает Рыбалко. Перевозчики считают, что это тоже дело рук конкурентов–нелегалов. Директора сейчас составляют коллективное обращение в областную прокуратуру. «Нам не страшно, — говорит Отцецкий. — Просто хотелось бы справедливости. Если все живут по одним законам, то все и должны их соблюдать».


Сергей Предков, начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала транспортной инспекции по Гродненской области, говорит, что среди конкурирующих перевозчиков не редкость угрозы, оскорбления, порча транспортного средства, так называемые подрезания на дороге. Однако по действующему законодательству такая недобросовестная конкуренция — не причина лишать лицензии. Этим должны заниматься ГАИ и милиция: «У маршрутчиков действительно идет серьезная борьба за клиента. Все ниши в этой сфере заполнены, случайные перевозчики просто так туда не попадут». Он вспоминает, как на маршруте работала фирма, которую трижды лишали лицензии. Но она снова и снова воскресала, правда, под другими названиями. «Кто угодно туда не войдет, это как и в такси. Сферы влияния уже поделены».

Сама не раз наблюдала, как водители междугородних маршруток, не думая о пассажирах, опасно подрезают соседние машины. Не раз слышала, как, никого не стесняясь, через приоткрытые окошки матерят друг друга водители маршрута Минск — Жодино, оканчивая тираду грозной фразой «Если я еще хоть раз тебя тут увижу!..».

Выходит, такие правила у этого рынка? Не пора ли присмотреться к проблеме, пока ситуация не приняла еще более драматичный оборот?

isaenok@sb.by

Фото из архива пострадавших.

Советская Белоруссия № 51 (24933). Суббота, 19 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter