Конкуренция в рамках Союзного государства. Польза свободной миграции трудовой силы.

Развитые западные страны задыхаются от дефицита рабочей силы, плотно сев на инъекцию ее пополнения за счет мигрантов. (Большой процент безработицы в передовых государствах отражает скорее не отсутствие «мест у станка», а процент граждан, предпочитающих пособия и социальное иждивение зарплате, которая сложилась исходя из конъюнктуры рынка труда.) То есть способности национальных экономик к развитию и воспроизводству будут определяться не только сырьем, технологиями, оборудованием и рынками сбыта, но и наличием квалифицированных кадров.

Развитые западные страны задыхаются от дефицита рабочей силы, плотно сев на инъекцию ее пополнения за счет мигрантов. (Большой процент безработицы в передовых государствах отражает скорее не отсутствие «мест у станка», а процент граждан, предпочитающих пособия и социальное иждивение зарплате, которая сложилась исходя из конъюнктуры рынка труда.) То есть способности национальных экономик к развитию и воспроизводству будут определяться не только сырьем, технологиями, оборудованием и рынками сбыта, но и наличием квалифицированных кадров.

При наличии огромных природных богатств экономику России душил другой извечный бич: низкая плотность населения. Исторические проблемы усугубила демографическая ситуация, что вместе  вылилось в дефицит трудоспособного населения. Сегодня российская экономика без иностранной помощи в рабочих руках обойтись попросту не может.
Ситуация в Беларуси тоже непростая. Притом что безработных в стране около 1% от трудоспособного населения, работодатели говорят не об избыточности, а дефиците специалистов в самых различных отраслях.
В частности, белорусский Национальный банк регулярно проводит мониторинг реального сектора экономики, во время которого опрашиваются около 1,5 тысячи руководителей предприятий различных отраслей независимо от форм собственности. Так вот, в ноябре 2006 года около 11% работодателей отмечали нехватку кадров, через два года этот показатель вырос до 14,6%.  Осенью 2009-го на дефицит сотрудников жаловались 7,8% руководителей. В ноябре прошлого года недостаток чувствовали уже 12,7% опрошенных, при этом избыток кадров отметили только 6,1%.
Но это лишь цифры, характеризующие спрос-предложение рабочих рук вообще. Что касается квалифицированных кадров, то в 2006 году на их дефицит жаловались более 24% опрошенных, в  2009-м показатель снизился до 23%, а в прошлом – превысил 27%. Как ни странно, но по спросу на профессионалов в ноябре 2010 года хуже всего ситуация оказалась в торговле – на проблему образованных кадров в данной отрасли сослались без малого 37% руководителей. Следующей по списку следовала строительная индустрия – 34,5%. Наименее остро стоит проблема на транспорте – 20,1% и в промышленности – 17,6%.
Вопрос трудовой миграции то вспыхивает, то затухает в политических кругах практически всех европейских стран. В том числе и в России, и в Беларуси. Например, в прошлом году, как всегда эмоционально, Владимир Жириновский говорил о 20 миллионах трудовых мигрантов в стране. Хотя точной статистики по гастарбайтерам нет, потому что большинство из них находятся  в стране нелегально. Но о том, что  около 20–25% российской трудовой мощи – иностранцы, многие из которых живут и трудятся в стране нелегально, говорят многие эксперты. Проблема еще и в том, что подавляющая масса из них – это неквалифицированная рабочая сила из небогатых республик Средней Азии, выходцы из Северного и Западного Китая, по экономическому развитию разительно отстающие от промышленно развитых восточных регионов. А для экономического роста России необходимы труженики с образованием, потому как  киркой и лопатой к современным технологиям тоннель не прорубишь.
В 90-е, когда говорили про охотников «за мозгами», имели в виду вербовщиков западных корпораций на просторах развалившегося СССР. Борьба за персонал продолжается и сегодня, только к «акулам буржуазного капитализма» примкнули еще и местные компании. 
Беларусь и Россия, гарантирующие гражданам  равные права на трудоустройство, оплату труда,  предоставление других социально-правовых гарантий, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства, открыли друг другу свои рынки труда. И это тот случай, когда свободная миграция трудовой силы способна пойти на пользу как каждой из стран, так и Союзному государству в целом. Каждая из стран готовит квалифицированные кадры в самых разных отраслях, потому как обладает  мощной системой образования и науки. При этом потребность и наличие специалистов у каждой из стран порой разнятся. И предоставление им условий для конкуренции и самореализации в Союзном государстве, а не в заморских краях дорогого стоит для обеих стран. Тем более что, как бы ни складывались политические баталии последних лет, россияне и белорусы наиболее толерантно воспринимают друг друга, имеют общие религиозные и культурные корни. Не существует и языкового барьера.
Таможенный союз трех государств, в перспективе Единое экономическое пространство, повышает «массу» геополитического объединения в мировой экономике, однако отсутствие границ и сведение к минимуму возможностей для протекционизма значительно повышают конкуренцию внутри самого Таможенного союза. В том числе и  за трудовые ресурсы, особенно в сфере малого и среднего бизнеса: более мобильного и наименее развитого, чтобы плотно «прирасти корнями» к какой-то определенной территории. Однако данную конкуренцию можно только приветствовать, если Таможенный союз даст стимул для более глубокой интеграции, чтобы конкурентные амбиции трансформировались  в глубокое и взаимовыгодное сотрудничество в вопросах совместного планирования и наиболее эффективного использования ресурсов: сырьевых, трудовых, интеллектуальных…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter