Конкурентное преимущество.

В нынешнем году доля отгрузки продукции предприятий Минпрома на экспорт может вырасти до 70 процентов.

В нынешнем году доля отгрузки продукции предприятий Минпрома на экспорт может вырасти до 70 процентов.

Промышленный сектор Беларуси выдержал сложности минувшего года. При этом предприятия Минпрома смогли нарастить экспорт более чем на 37 процентов и улучшить показатели внешнеторгового сальдо. Вхождение в ЕЭП открывает новые возможности для наращивания поставок и привлечения инвестиций. Чтобы использовать такой потенциал, планируется направлять деньги на модернизацию производств, снижать себестоимость продукции, улучшать ее качество и тем самым повышать конкурентное преимущество отечественных товаров.

От ручного управления — к стратегии

 “Мы много занимались ручным управлением предприятий, на это уходило много времени, — констатирует министр промышленности Дмитрий Катеринич. — В дальнейшем стоит задача заниматься хорошо проработанной промышленной политикой”.
Предприятия, подведомственные Министерству промышленности, не зря считаются флагманами отечественной экономики. БелАЗ, МАЗ, Белорусский металлургический завод и другие являются визитными карточками нашей страны. Промышленный сектор концентрирует огромное число рабочих мест, обеспечивает занятость в смежных отраслях. Большие и малые производства вносят существенный вклад в белорусский экспорт.
Поэтому развитию промышленности всегда уделяется большое внимание. Как один из локомотивов экономики этот сектор определяет развитие нашей страны, влияет на изменение уровня жизни населения.

Экспорт с плюсом

Неопределенность на валютном рынке в прошлом году, безусловно, осложнила работу отечественных промышленных гигантов. Тем не менее многим из них удалось не только удержаться на прежних позициях, но и продвинуться вперед. Например, производство двигателей увеличилось с 80 до 144 тысяч штук в год, тракторов — с 44 до 59 тысяч, грузовых автомобилей — с 11 до 20 тысяч единиц. При этом товар не осел мертвым грузом на складах. Наоборот, предприятия Минпрома нарастили объем поставок за пределы страны более чем на 37 процентов, заработали около 6,8 миллиарда долларов.
Благодаря такой агрессивной маркетинговой политике объем положительного внешнеторгового сальдо по министерству вырос с 1,7 миллиарда долларов (по итогам 2010 года) до почти  2,6 миллиарда. Правда, задача на нынешний год еще более напряженная — 3 миллиарда 150 миллионов долларов.
Нужна ускоренная модернизация
Конкуренция на внешнем рынке нарастает. Поэтому работа на экспорт — непростая задача. Для этого недостаточно выпускать много продукции. Необходимо, чтобы она была конкуренто-способной.
Внутренние резервы есть на каждом предприятии, убежден заместитель министра промышленности Виталий Прима. За минувший год удалось сократить число убыточных предприятия в системе министерства с 56 до 7. Поэтому в дальнейшем необходимо думать не столько об оздоровлении предприятий, сколько об их качественном росте. А это в свою очередь зависит от множества факторов.
В частности, необходимо повышать производительность труда. Ведь, по некоторым оценкам, выработка на одного белорусского работника в четыре-пять раз меньшая, чем в развитых странах мира.
Кроме того, тянет на дно и устаревшее оборудование. “Износ основных средств по Минпрому снизился до 65 процентов, в том числе активной части — до 53”, — озвучил итоги года Виталий Прима. Чтобы обновлять оборудование, необходимо вкладывать больше средств. Только за минувший год в основной капитал инвестировали около 2,4 триллиона рублей. Но этого явно недостаточно. Для более активной модернизации, по расчетам специалистов министерства, необходимо вкладывать как минимум по 600—700 миллионов долларов в год, то есть почти вдвое больше того, что направлялось в последнее время.
Сами предприятия даже при финансовой поддержке бюджета такие ресурсы на обновление вряд ли найдут. Поэтому планируется больше внимания уделять привлечению прямых иностранных инвестиций. Пока это скромный ручеек, который не способен кардинально повлиять на ситуацию. Однако превратится ли он в мощный поток, зависит в значительной степени и от того, смогут ли отечественные предприятия предложить зарубежным инвесторам достойные проекты.

На чем можно экономить?

Конкурентное преимущество в современном мире имеет не тот производитель, который продает
много товаров, а тот, который это делает с экономической выгодой для себя и при этом имеет возможность часть денег направлять на модернизацию, экономическое развитие. Поэтому и белорусским предприятиям, если они рассчитывают не только на сиюминутную выгоду, нужно заботиться о снижении производственных издержек.
Казалось бы, самый простой способ повысить ценовую конкурентоспособность продукции отечественной индустрии — снизить зарплату работникам, которые задействованы в производстве данного товара. Но в Минпроме прекрасно понимают, что за это можно дорого поплатиться. Во-первых, можно потерять ценных работников, которые попросту уволятся. Во-вторых, нужно учитывать и социальные последствия. В-третьих, снижение зарплат может “аукнуться” и самим промпредприятиям: например, работники тракторного завода могут отказаться от покупки нового телевизора “Горизонт” или стиральной машины, выпущенной на “Атланте”.
С учетом высокой степени импортоемкости белорусского экспорта особенно важно заниматься ресурсо- и энергосбережением. Например, на МАЗе экономят благодаря оптовым закупкам металлоизделий. В складчину с автозаводом покупают их и небольшие предприятия, входящие в одно с этим гигантом производственное объединение. Если бы малые заводы делали это отдельно, то, как подсчитали эксперты, из-за малых партий им пришлось бы заплатить почти на 30 процентов больше.
На борисовском БАТЭ нашли другой резерв для экономии. Как рассказывают в Минпроме, там для обогрева цехов стали использовать отработанное машинное масло, которое раньше просто выливали.
Безусловно, помочь в экономии энергии должна  и запланированная модернизация производственных линий.

Вложения в продвижение

Достижение конкурентного преимущества на внутреннем и внешнем рынке зависит от многих составляющих. Поэтому и не случайно, что в Министерстве промышленности ставят перед подведомственными предприятиями задачи по нескольким направлениям.
Помимо экономии в производстве необходимо нарастить объем выпуска продукции почти на 10 процентов, привлечь прямых иностранных инвестиций на сумму около 200 миллионов долларов. Еще одна из важных целей — увеличить поставки на экспорт. Если в минувшем году за пределы страны отправляли около 64 процентов промышленной продукции, то в нынешнем планируется увеличить этот показатель до 69 процентов. И если этого удастся достигнуть, то станет подтверждением востребованности отечественной продукции, ее конкурентоспособности.

 В тему
Зарплата вырастет до 1,3 тысячи долларов?

Благодаря повышению производительности труда через восемь лет зарплата работников Беларуси может вырасти до 1,3 тысячи долларов. К таким результатам, как предполагается, приведет реализация Программы развития промышленного комплекса на период до 2020 года. Концепцию этого документа утвердил Совет Министров Беларуси.
Основными приоритетами концепции являются инновационное развитие, повышение производительности труда за счет создания высокоэффективных высокопроизводительных рабочих мест. Планируется структурная и технологическая перестройка отрасли, внедрение ресурсосберегающих технологий. “До 2020 года предусматривается достичь производительности труда в промышленности на уровне 34—36 тысяч долларов на одного занятого”, — рассказал заместитель министра экономики Анатолий Филонов. Будет создано 400 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Рост валовой добавленной стоимости увеличится в 2,3—2,4 раза. Эта концепция ляжет в основу новой программы развития промышленного комплекса Беларуси до 2020 года, на финансирование которой планируется направить до 90 миллиардов долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter