Конка и дом с привидениями

Этот фотоснимок — один из самых старых, сохранившихся в нашей стране, датирован он 1897 годом. Конка в городе Минске на Торговой улице во время наводнения. Вероятно, сейчас уже практически не осталось людей, которым удалось в юности прокатиться на этом виде транспорта. Конка, как толкует словарь Даля, — это “...конно-железнодорожная дорога, рельсовый путь, по которому вагоны возятся лошадьми”. “Конножелезка” стала младшей сестрой железных дорог: лошади казались “пользователям” менее опасными, чем паромобили, в то же время удобства перевозки больших грузов по рельсам сохранялись. Любопытная история связана и с самой улицей Торговой XIX века...

С вокзала на вокзал
В Минске конка появилась в мае 1892 года. В то время как раз открылись новые железные дороги. В конце ХIХ века в Минске было два вокзала: Брестский — Московско-Брест-ской железной дороги (на месте нынешней товарной станции) и Виленский — Либаво-Роменской (на теперешней Привокзальной площади). Добраться с одного на другой можно было только пешком или наняв извозчика. Люди вереницей тянулись с вокзала на вокзал. Тогда руководство железной дороги предложило построить конку между двумя вокзалами. Однако городские власти выступили против ведомственной конки. “Если строить, так общегородскую”, — не раз заявляли в думе Минска губернатор князь Трубецкой и городской голова граф Чапский. Длина минской конно-железной дороги первоначально составила 7,7 версты (8,2 км). На открытии “конножелезки” граф Чапский отметил, что изящные вагоны (на 25 сидячих мест), быстро двигавшиеся по относительно узким улицам, постоянный звон колокольчиков как-то взбудоражили пешеходов, заставили пульс городской жизни биться энергичнее.
Маршруты конки начинались от вокзалов, а конный парк находился на месте сегодняшнего университетского городка. По сведениям автора первого интернет-проекта, посвященного белорусскому транспорту, Сергея Семченкова, вокзальная линия соединяла оба вокзала первоначально по улицам Бобруйской и Московской; центральная линия шла от Виленского вокзала по улицам Петербургской (Ленинградской), Коломенской, поворачивала на Захарьевскую (проспект Независимости), а затем на Губернаторскую (улица Ленина) и завершалась на Соборной площади (нынешняя площадь Свободы).
Трамвай на двух “лошадиных силах”
В Минске в начале XX века проживало около 100 тысяч человек, и новое средство передвижения быстро завоевало популярность у горожан и гостей столицы. По сведениям Сергея Семченкова, первоначально билет на любой маршрут конки стоил 5 копеек, и только за проезд от вокзала до вокзала платили меньше — 4 копейки. Вероятно, так городские власти проявляли заботу о гостях города. Впоследствии “скидку” отменили. Услугами конки в 1910 году пользовались жители 24 городов Российской империи. В это число кроме Минска входил и Могилев.
Что же представлял собой экипаж конки? Как видите, это была небольшая крытая платформа на колесах, поставленная на рельсы. С боковых сторон устраивались продольные подножки, по которым поднимались пассажиры и передвигался кондуктор, продававший билеты. На зиму устанавливались легкие стены с окнами. Своеобразный прообраз трамвая двигался по рельсам с помощью двух “лошадиных сил”. Управлял лошадьми вожатый, сидевший впереди вагона на небольшой площадке. В руках он держал вожжи и кнут. Веселым звоном колокольчика в конце позапрошлого века “водитель” распугивал беспечных пешеходов.
Поклонитесь дамам в транспорте!
В общественном транспорте сегодня нас ежеминутно оповещают о правилах пользования, правильном переходе улицы и т.д. Любопытно, какие правила поведения действовали в общественном транспорте ХIХ века?  Исследователь Евгений Етчик утверждает, что в “Правилах пользования конно-железными дорогами”, например, говорилось: “В предупреждение несчастных случаев господа пассажиры приглашаются входить и выходить из вагона только на местах остановки или тихого хода вагонов, причем соскакивать нужно обязательно по направлению вагонов...” Мужчина, зайдя в вагон конки, где находятся дамы, должен сделать легкий наклон головы в их сторону. А в обязанности кондуктора входило не только безукоризненное обилечивание, он должен был обеспечить каждому место для сидения. Стоя могли проезжать лишь школьники и гимназисты. 
Улица Торговая
Движение экипажей конки в расположенном на холмах Минске представляло определенные сложности. По сведениям Евгения Етчика, для подъема на Соборную площадь или в сторону Троицкой горы (там нынче оперный театр) на Торговой улице впрягали дополнительных лошадей. Если же это не помогало, пассажиры выскакивали на ходу и, преодолев подъем пешком, вновь занимали свои места. При ширине колеи в 1 метр вагоны не отличались устойчивостью, порой сходили с рельсов, особенно в половодье и после ливней, когда полотно затапливалось. Именно такую ситуацию запечатлел фотограф на снимке.
Кстати, что же это за улица Торговая? Как она называется сегодня? Как ни странно, на карте современной столицы название улицы не изменилось (она тянется вдоль Свислочи у подножия Кафедрального собора). Эта самая восточная улица Верхнего города начала заселяться еще в раннем средневековье. Исследователь истории Минска, создатель проекта “Минск старый и новый” Владимир Воложинский приводит еще более старое название Торговой — в XVIII веке она звалась Зыбицкой. Улица, расположенная на зыбкой пойме, часто страдала от половодий. Из-за близости к реке в домах была постоянная сырость. В 1908 г. в “Трудах первого съезда врачей Минской губернии” отмечалось: “Топографически Минск размещался в долине реки Свислочи. Из-за присутствия на небольшой глубине непроницаемого слоя глины осадки задерживаются в поверхностном пласте. Поэтому построенные на такой почве каменные строения отмечаются чрезмерной сыростью подвальных и первых этажей, что представляет большую опасность для здоровья их жильцов”.
К чему этот рассказ? Дело в том, что именно с вечно затапливаемой улицей Торговой связана одна из самых романтичных и пугающих легенд Минска.
Дом с призраками
По преданию в XIX веке в здании по улице Зыбицкой (по версии Владимира Воложинского, это нынешняя Торговая, 27) жил купец. У купца были две родные дочери и одна приемная. Девушки подросли, им надо было дать соответствующее образование. Купец нанял гувернера — красивого образованного молодого человека из бедной семьи. Все три дочери мгновенно в него влюбились. Ответные чувства у гувернера проснулись к приемной дочери. Понимая, что купец на неравный брак согласия не даст, молодые люди решили сбежать.
По плану молодой человек с лошадьми ждал свою возлюбленную недалеко от дома. Но сводные сестры, узнав о намечающемся побеге, связали пытавшуюся скрыться девушку и посадили в подвал до вечера, когда должен был прийти отец. По трагической случайности как раз в это время (а дело было весной) вода в Свислочи поднялась настолько высоко, что затопила подвал. Связанная девушка утонула. Напрасно прождав любимую, молодой человек понял: что-то не так и направился в дом. Увидев бездыханное тело своей возлюбленной, он впал в неистовство и убил двух сестер, а после повесился сам. Согласно легенде привидения всех участников этой драмы до сих пор обитают в стенах дома.
Что стало с этим зданием сейчас? Когда-то в нем размещалась швейная мастерская. Долгое время дом находился в весьма плачевном состоянии. В конце 1980-х годов был подготовлен проект по усилению конструкций дома и его приспособлению под административное здание с магазином. Работу начали, но из-за отсутствия средств ее пришлось остановить. На ул.Торговой когда-то стояли два деревянных, ныне не существующих дома — 25 и 25а. Несколько лет назад было принято решение создать в старинном Верхнем городе духовно-образовательный центр Белорусской православной церкви на ул.Торговой и ул.Кирилла и Мефодия. Как сообщили в Минском епархиальном управлении, дома 25 и 25а будут восстановлены. Учитывая техническое состояние здания
№ 27 по ул.Торговой, было решено разобрать и восстановить его в прежнем облике. Работы еще не завершены. В будущем планируется, что в этом доме разместится ректорат.
Таким образом, одна из самых старинных улиц города Минска вскоре обретет совершенно новый физический и духовный облик. Что касается конки, она растворилась в потемках истории в марте 1928 года, уступив место трамваю.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter