Конфликт желаний и возможностей

В системе координат зрительского интереса Открытый чемпионат Беларуси по хоккею, конечно, проигрывает махине под названием КХЛ...

В системе координат зрительского интереса Открытый чемпионат Беларуси по хоккею, конечно, проигрывает махине под названием КХЛ. Однако сейчас, когда «Локомотив» хоть и с трудом, но остановил минское «Динамо», градус болельщицкого внимания к родной экстралиге, думается, должен повыситься. Тем более что и у нас тоже много любопытного происходит.


Плавно докатился до финиша регулярный чемпионат и взял низкий старт нокаут–раунд. Уже успели определиться 3 из 4 полуфиналистов — окно в следующую стадию прорубили «Юность», «Неман» и «Металлург». Последнюю путевку сегодня должны разыграть «Шахтер» и «Гомель» — это единственная пара, в которой выяснение отношений растянулось на все пять встреч. Увы, нешуточные страсти кипят не только на площадке, но и за ее пределами. Окончание «гладкого» первенства прошло под знаком финансовых скандалов вокруг двух клубов из областных центров — «Бреста» и «Витебска». Причина — невыплаты премиальных. Проблема, кстати, для нас неновая. Почему же между игроками и клубным руководством возникают постоянные серьезные разногласия? И как с этим бороться?


Когда нет денег, нет любви


Одна из самых интересных вывесок четвертьфинальной стадии плей–офф — противостояние «Юности» и «Бреста». Заинтриговала эта разнополюсная пара сразу — двумя первыми матчами. Подопечные Михаила Захарова, уверенно выигравшие «регулярку», умудрились дважды довести выяснение отношений в Минске до дополнительного периода (овертаймы сложились с переменным успехом). В гостях более статусная «Юность» взяла–таки «зубров» за рога и довела серию до итоговой победы — 3:1. Схватка первой и восьмой команд регулярного чемпионата получилась упорной и жгучей. Перцу этому соперничеству добавила и непростая ситуация, сложившаяся в «Бресте». Штрихами напомню. В середине февраля игроки клуба написали открытое письмо на имя председателя Брестского облисполкома Константина Сумара. Хоккеисты сетовали на плохую материально–техническую базу и просили разобраться, почему они не получают честно заработанных денег (материал «Эпистолярный хоккей», «СБ» за 17 февраля). С тех пор минул уже почти месяц. Разрешились ли непростые противоречия между хоккеистами и их работодателем?


— После окончания регулярного сезона у нас состоялись два собрания, — рассказывает генеральный директор ХК «Брест» Вадим Драчев. — Были оговорены многие острые моменты. Сейчас игрокам уже выплачены премиальные за сентябрь и начало октября — около 134 миллионов за 5 игр. Задолженность будет погашаться и дальше, по мере поступления денег. Буквально позавчера этот вопрос обсуждался в облисполкоме. На совещании присутствовали 5 руководителей предприятий — наших основных спонсоров. В ближайшее время они перечислят на счет клуба необходимую сумму. До 5 апреля со всеми полностью рассчитаемся. Это крайний срок.


Хоккеисты к словам руководства относятся скептически. Ответ на свое обращение, полученный из облисполкома, игроков не устроил. И они решили действовать еще более радикально. Вчера новое письмо было направлено уже в Минск.


— Мы требуем смены руководства. Завтраками нас кормят уже несколько месяцев и ничего в лучшую сторону не меняется, а становится только хуже, — категоричен нападающий ХК «Брест» Виталий Клименков. — Ситуация в клубе катастрофическая. И дело тут не только в премиальных. Никакой критики не выдерживает клубный автобус. Постоянно ломается, на днях, когда в нем ехали дети, воспитанники нашей хоккейной школы, он даже перевернулся. По–прежнему не хватает клюшек, коньков, формы. Перед плей–офф на команду — 25 человек — нам обещали 15 клюшек, но до нас почему–то дошло только 8. Степан Пономарев перед матчами с «Юностью» клеил свои коньки суперклеем, а Андрей Ращинский, у которого подошва конька отрывается от лезвия, обматывал его пластырем. Это нормально для команды, которая вышла в нокаут–раунд? Впрочем, руководству наши успехи, видимо, не нужны. Перед началом четвертьфинальной серии сразу нескольким игрокам раздали бумаги, в которых говорилось об увольнении. Как хоккеистам выходить на лед с мыслью о том, что нужно подыскивать себе новое рабочее место? Понятно, мы настраивались только на победы, но все эти внутриклубные дрязги и выяснения отношений свой отпечаток на выступления, безусловно, наложили. Хотя потенциал у нас большой. И матчи с «Юностью» это показали.


В январе «зубры» одержали 5 побед в 8 играх. Но в феврале, когда увидело свет открытое письмо к губернатору, как отрезало. Клуб проиграл 6 матчей из 7, в том числе непритязательному «Витебску» в родных стенах. И это в конце сезона, когда очки были нужны больше воздуха (будь «Химик–СКА» немного проворнее, мог бы и перегнать на финишной ленточке). В плей–офф «Брест» отобрался, но все–таки под натиском «Юности» не устоял. Конечно, неправильно списывать откровенно провальную концовку сезона только на разногласия внутри клуба — в большом спорте очень много нюансов влияет на окончательный результат. Но факт есть факт: результаты ухудшились, и заметно. Неплохой козырь в колоде соперников...


— О финансовых проблемах «Бреста» первый раз слышу от вас, — огорошил меня главный тренер «Юности» Михаил Захаров. — Но в любом случае ни одну команду такая ситуация не красит. У нас сейчас тоже есть какие–то задолженности по премиальным, но ничего страшного. Хоккеисты никуда не пишут, не жалуются. Они знают, что если им обещали, значит, все выплатят сполна. Спокойно готовимся к матчам, настраиваемся только на победу в плей–офф. Чтобы таких проблем, как в «Бресте», не возникало, премиальные во внутреннем первенстве, думаю, нужно ограничить — например, поощрять только за места в тройке. А еще стоит изменить потолок зарплат — З0 тысяч долларов в месяц на команду экстралиги, по–моему, вполне достаточно. Настоящие профессионалы в любом случае будут стремиться показать свой максимум, чтобы попасть в более престижную команду или чемпионат.


Время назад


Пример ХК «Брест» оказался заразительным. В третьей декаде февраля гром грянул и в другом областном центре — Витебске. Одиннадцать бывших хоккеистов команды отправили гневное письмо в различные СМИ. В нем в жесткой форме раскритиковали руководство за то, что оно задолжало крупную сумму, но расплачиваться по счетам не спешит.


— По ходу позапрошлого сезона начались перебои с выплатами премиальных, — ныне игрок солигорского «Шахтера» Владимир Свито два года назад защищал цвета «Витебска». — Перед нами тогда ставились серьезные задачи, мы их решили, но рассчитаться с нами в полном объеме не могут до сих пор. Первое время нам говорили, что все долги будут погашены в течение прошлого сезона. Какие–то деньги действительно выдавались — и мы сор из избы не выносили. Но когда в клубе поменялась власть, новое руководство от старых долгов открестилось категорически. Переговоры ни к чему конструктивному не привели. И мы, чтобы отстоять свои права, были вынуждены обратиться в суд. Сейчас одна проверка хозяйственной деятельности в клубе уже прошла, идет вторая.


Какая развязка получится у этой почти детективной истории, прогнозировать не берусь. Но руководство, как и бывшие хоккеисты, настроено решительно и искать компромиссы не намерено.


— Конечно, понять игроков можно, — комментирует ситуацию генеральный директор ХК «Витебск» Андрей Магильницкий. — Они играли и требуют свое. Но войдите и в мое положение. Во–первых, когда появились задолженности, я в клубе не работал: почему должен отвечать за то, что обещал кто–то другой. Во–вторых, и это самое главное, закона мы не нарушаем. В контрактах у хоккеистов было четко прописано, что премиальные будут отчисляться при наличии финансовых средств. Два года назад возможности выплачивать не было, нет ее и сейчас. Где мне взять более 700 миллионов рублей при общем бюджете клуба около 3 миллиардов? Нужно ведь как–то содержать основную команду (зарплаты, питание, переезды, проживание и т.д.), отчислять в детскую школу, держать на плаву фарм–клуб, платить за аренду Дворца спорта... Привлечь спонсоров не так просто. Деньги нынче все считают хорошо. «Витебск» — не первый клуб, где произошел серьезный конфликт из–за денег. Чтобы такие ситуации не возникали, думаю, нужно скорректировать потолок зарплат. Когда не будет большой разбежки в доходах хоккеистов, миграция в чемпионате уменьшится, а конкуренция, наоборот, возрастет.


Пока же ХК «Витебск» — конкурент слабенький. В этом году «медведи» были настолько неуклюжими, что впервые за несколько последних лет не добрались до нокаут–раунда. Предпоследнее место в таблице, 21 очко отставания от бедствующего «Бреста». А ведь еще в 2008 году играли в полуфинале плей–офф... Что будет с командой дальше? Неужели ее ждет деградация и совсем недавно резвый боец превратится в робкого статиста?


— У нас один из самых маленьких бюджетов в экстралиге. Например, в «Гомеле» он чуть ли ни в 5 раз больше, — разводит руками Андрей Магильницкий. — Понятно, что покупать звезд хотя бы по белорусским меркам мы себе позволить не можем. А те игроки, кто находит более выгодный вариант, долго у нас не задерживаются. Общей идеей сейчас никого не удержишь. А предложить заоблачные зарплаты мы не можем. В это межсезонье из команды уйдут около десяти человек. Проблем хватает, но я верю, что лучшие времена наступят. Главное, жить по средствам и не обещать хоккеистам того, чего нельзя дать. Сейчас мы взяли четкий курс на омоложение состава и привлечение воспитанников витебского хоккея. Предстоит кропотливое межсезонье. Главный тренер Сергей Петухов любит и умеет работать с молодыми талантами. Фарм–клуб у нас в этом году смотрится неплохо, ребята пробились в полуфинал плей–офф высшей лиги. Думаю, ставка на перспективную молодежь может сыграть и в главной команде. Уже в следующем чемпионате будем рассчитывать на попадание в восьмерку.


Насколько реальны для «Витебска» такие амбициозные планы, покажет время. Но пока вокруг клуба неспокойно. Как и в «Бресте». Игроки хотят получить свое, а руководство говорит о финансовых трудностях. Конфликт желаний и возможностей налицо. Как развязать эти морские узлы противоречий? На поверхности лежат два очевидных пути — или умерить желания, или увеличить возможности.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Председатель Федерации хоккея Беларуси Евгений Ворсин:


— События, происходящие вокруг «Бреста» и «Витебска», — это внутренние вопросы этих команд. Не хотел бы развивать эту тему. Максимальный потолок зарплат был прописан в регламенте этого чемпионата — 100 тысяч долларов на команду из 25 человек, то есть максимум для каждого хоккеиста — около 12 миллионов рублей в месяц. Менять эту цифру перед следующим сезоном мы не планируем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter