Минск
+4 oC
USD: 2.57
EUR: 2.78

Конфликтные ситуации: промолчать или выплеснуть эмоции наружу?

Конфликт и скандал — разные вещи

Противоборствующие стороны на 80 процентов хотят одного и того же, лишь выражают это по-разному

Конфликтные ситуации на работе, дома, с родственниками, друзьями… От них никто не застрахован. Даже самого тихого и мирного семьянина иногда могут раздражать разбросанные вещи детей, нерасторопность второй половинки, слишком требовательное отношение начальника или медленная работа специалиста в банковском окошке. Как правильно повести себя и грамотно аргументировать собственную позицию, промолчать или выплеснуть эмоции наружу? И вообще, нужно ли, чтобы тебя услышали? Помогает разобраться психолог-консультант Людмила КЛОЧКО.


— Единой рекомендации, как вести себя в ситуациях конфликта, нет, иначе бы все ею шаблонно пользовались. Правильная реакция зависит от конкретной ситуации. Этой непростой и объемной теме посвящен отдельный раздел психологии — конфликтология, относительно новая наука.

Пожалуй, главный вопрос человека со стороны: вмешиваться или нет? Если не твоя полемика и она тебя не касается, однозначно, лучше промолчать. Зачем высказывать суждения по поводу чужих разногласий, ведь это только раззадорит обе стороны и подольет масла в огонь. «Решайте сами, ребята!» — в данном случае такая фраза оптимальна. То есть первое, о чем надо поразмыслить, идя на баррикады, твои ли они? Если твои, то смолчать — значит сдать позиции.

Распространенная ошибка, что в бытовом смысле под конфликтом зачастую подразумевается негативный контекст. На самом деле столкновение интересов — нормальное явление. К примеру, у меня как у личности своя точка зрения, у мужа своя. И если они не совпали, абсолютно не значит, что мы разводимся. Конфликт не равняется скандалу, его можно решать и не повышая голоса.


Противоборствующие стороны, если убрать эмоции, на 80 процентов хотят одного и того же, у них расходятся взгляды максимум на 20 процентов. К примеру, мать и отец одинаково желают ребенку счастья, муж и жена в равной мере мечтают отлично провести отпуск, начальник и подчиненный максимально стараются принести пользу фирме — как правило, обе стороны конфликта ищут наилучший вариант, но имеют по этому поводу немного разные представления.

Если оппонент с тобой в конфликте, еще не означает, что он враг. Зачастую стоит укротить эмоции и выслушать другую сторону. Большинство разногласий длятся из-за того, что кто-то идет на принцип: по-моему и никак иначе. Это затмевает глаза, и мы порой не видим возможный вариант, который даже лучше желаемого. Причем это необязательно точка зрения оппонента или личная, самым оптимальным может оказаться совсем другой исход событий. Делаем вывод: конфликт не биполярен — к примеру, в споре обзавестись кошкой либо собакой альтернативой может стать, предположим, попугай.

Понятно: повышать голос не стоит, как и молчать до последнего. Это чревато тем, что маленькая искорка потом послужит всплеску большого пламени. Поэтому реагировать надо своевременно и спокойно. Если вас не услышали, обидели, не учли интересы — скажите об этом вовремя, а не спустя годы, заливаясь слезами. Звучит смешно, но люди именно так и поступают: ходят с затаенной обидой, которая раздувается как мыльный пузырь. Каждому взгляду приписывают несуществующее значение, а потом взрываются. Иногда трагедии переходят в фарс, когда их сценарий известен: «Минут 15 буду плакать, потом он хлопнет дверью, а утром подойдет, поцелует — и мы помиримся». И так из раза в раз. Нельзя, чтобы в разногласиях повторялись одни и те же этапы, это глупо и неэффективно.

Поговорим об уступках. Говорят: мудрый тот, кто идет на них первым. Когда в теме консенсус необязателен, каждый волен оставаться при своем мнении. При этом без обид друг к другу. Допустим, вам нравятся разные цветы — и что, по этому поводу ругаться? Посадите на даче оба сорта. Но проблема часто зарыта глубже. Поверьте, никто не разводится из-за незакрученного тюбика пасты или разбросанных носков — это лишь катализатор накопленного недовольства. При этом оба будут искренне считать, что поругались из-за мелочи. Поэтому важно преодолевать проблемы вовремя, не доводя их до бурного гнева.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...