Конференция трехсот партий в Пекине: что задумал Китай

Видимо, китайское руководство не сразу определилось с итогами прошедшего в Пекине первого в истории совещания представителей почти 300 политических партий из более чем 120 стран. Но вот вышли итоговые комментарии: смысл мероприятия в том, что Китай готов поделиться опытом с желающими, но прежде всего хочет сам чему-то поучиться. Видимо, перед нами очередная попытка Пекина не столько взять на себя мировое лидерство, сколько понять, что такое это самое лидерство в сегодняшнем мире.

© AFP 2017 / Fred Dufour, pool

Коммунистические, рабочие, братские

Определять итоги конференций - всегда сложное дело: в зале сидят сотни людей, с трибуны выступает пара десятков избранных, и каждый говорит о своем. Конечно, есть еще итоговые документы, декларации и прочие коммюнике, но спросим себя: а кто их вообще читает?

И все же очевидно, что перед нами событие весьма серьезное - мирового масштаба. Причем событие с особенностями. Для начала: встречу проводило не государство, а Компартия Китая. И некий коммунистический акцент у этого собрания, может, и был. Россию там представлял заместитель Геннадия Зюганова Дмитрий Новиков, были сидящие в оппозиции коммунисты Индии, нескольких других стран. Но давайте признаем очевидное: сегодня просто нет такого числа компартий и стран, в которых они действуют, чтобы они в сумме составили те самые 300 и 120.

Происходящее напоминает множество грандиозных совещаний представителей коммунистических и рабочих (и прочих братских) партий в Москве и не только там, которые во вторую половину прошлого века были довольно заметными событиями. Одной из ведущих тем таких встреч была необходимость утвердить в глобальном масштабе идею: лидер мирового коммунистического движения - Москва, а не Пекин с его "альтернативным коммунизмом".

И главным итогом тех встреч и совещаний можно считать то, что они провалились, ушли в историю вместе с СССР. Зачем тогда сегодня китайцы снова берутся за нечто похожее?

Никто в мире не изучил опыт провала СССР так серьезно, как китайские эксперты. Итогом можно считать то, что сегодняшняя китайская политическая система и идеология мало чем напоминает советскую, кроме разве что названий и символики. Соответственно и сплачивать международную армию единомышленников китайская партия не сильно пытается в отличие от того, что делала КПСС в ушедшую эпоху. И идеологический охват встречи можно в лучшем случае выразить словами "незападные страны". Напомним, таких стран получилось 120 из 193 членов ООН.

Давайте перечислим итоги пекинской встречи, как их определили китайские идеологи. Встреча показала, что КПК не намерена ни импортировать иностранные модели развития, ни экспортировать свою. Китайская модель - альтернатива, но не замена западной. В Пекине Китай учился у мира в большей степени, чем учил его. И это особенно важно в ситуации, когда западная группа стран очевидно мучается в поиске путей дальнейшего движения.

То есть главные итоги пекинского совещательного эксперимента - приглашение к диалогу о том, куда миру двигаться дальше. Самое же важное в том, что это не изолированное событие, а часть процесса.

Место, где собираются и думают

Процесс этот можно охарактеризовать так: Китай пытается стать мировым центром поиска глобальных путей в будущее. Он решил, что это уже не только можно, но и нужно делать.

Одновременно в стране проходили или проходят еще несколько международных встреч на максимально высоком уровне. Либо у этих встреч пришло время проводить их в Китае, либо же это и вообще китайская инициатива.

Например, Четвертая мировая конференция по интернету (Китай, как на ней не раз говорилось, стал второй интернет-державой мира по всем мыслимым показателям). Или прошедший Fortune Global Forum, куда съехались титаны мирового бизнеса. И еще несколько встреч и семинаров поменьше.

Дело в том, что в мировой истории иногда наступают моменты, когда главной ценностью становится экспертная мысль. Где угодно - на телеканалах, закрытых встречах, глобальных форумах. Сейчас мир переживает именно такой момент. Впрочем, на самом деле речь о периоде, растягивающемся на многие годы.

Китай давно оттачивал национальное мастерство по проведению международных мероприятий. А это вдобавок еще и хороший бизнес - отели с большими конференц-залами, много еды, сувениры, автобусы для экскурсий на Великую Китайскую стену и прочее. То есть державе не жалко было даже потратить на это бюджетные деньги, но выяснилось, что и здесь можно заработать.

В результате незаметно оказалось, что географический центр выработки глобальных смыслов мягко перетек в Китай и азиатские страны в целом. Не говоря о том, что и на традиционных западных площадках типа Давоса или Мюнхена, где речь когда-то шла о проблемах скорее западного мира, виднеется все больше китайских лиц.

Заметим, что никто не отнимал силой глобальное интеллектуальное лидерство у западной группы стран. Они его сами потеряли, что китайцы не без злорадства и замечают.

В самом деле: угроза развала Евросоюза; раскол обществ по вопросу о том, нужно ли принимать любых мигрантов, которые пожелают приехать; фальшивые и дико агрессивные кампании по переделке человека - от феминизма до чего угодно еще... Не говоря о сломе когда-то исправно работавших политических качелей "либералы - консерваторы", то есть перехода власти от одной из двух партий-близнецов к другой. В итоге образ национального и глобального будущего для среднего западника либо исчез, либо оказалось, что образов таких минимум два. В общем, это не лидерство.

Другое дело, что и у Китая такого лидерства нет, он его опасается, в том числе и помня о печальной судьбе упомянутых выше совещаний коммунистических, рабочих и прочих братских партий. Вся суть нынешнего пекинского сбора 300 партий, как и прочих форумов, сводится к тому, что Китай хочет оказаться в центре глобального идейного поиска, а куда этот поиск заведет, не знает, а поэтому осторожничает и лишнюю инициативу на себя не берет.

Или, как сказал поэт, "умный любит учиться, а дурак - учить".

Но если несколько лет назад Китай вообще старался избегать излишней международной активности, то сейчас - по сути, на недавнем 19-м партийном съезде - было решено, что пора думать об "общей глобальной судьбе". Хотя думать осторожно.

Кстати, в течение следующих пяти лет Китай намерен пригласить не менее 15 тысяч партийных лидеров из разных стран (делегатов того самого форума) для дальнейшего обмена мнениями. То есть процесс, начатый в Пекине, будет развиваться.

Дмитрий КОСЫРЕВ, www.ria.ru


Пекин и Минск сыграли партию

Для участия в грандиозной конференции трехсот партий в Пекине была приглашена и Коммунистическая партия Беларуси. Ее представители провели ряд двусторонних встреч с зарубежными коллегами, итог которых товарищи из КПБ оценивают в старой доброй партийной стилистике: "Состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов, отражающих интересы различных партий..." И все же чем знаменателен этот беспрецедентный форум? Подробностями поделились с "СБ" его участники.

Первый секретарь ЦК КПБ, депутат Палаты представителей Алексей Сокол:

- Таких масштабных мероприятий еще не проходило, и можно считать, что это историческое событие. Китай предложил свой сценарий глобальной интеграции - равноправной и взаимовыгодной. И подтверждением является то, что на съезде были представлены не только партии коммунистической направленности, но и либерально-демократические. И главная идея форума заключалась в том, что диалог должен выстраиваться со всеми политическими силами. С основным докладом выступил Председатель КНР Си Цзиньпин, который рассказал о перспективах развития Китая. Это касается в первую очередь инициативы "Один пояс и один путь", в которой, несомненно, заинтересована и наша страна.

Заведующий международным отделом ЦК КПБ Андрей Красильников:

- Форум проходил на самом высоком уровне. И хочу отметить, что там были представители из стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Мы обсуждали ряд вопросов о партийном строительстве, развитии компартии в целом. Как раз наш доклад был посвящен опыту Беларуси. И я убежден, что наши наработки были весьма интересны для зарубежных коллег. Такие форумы доказывают необходимость укрепления сотрудничества с политическими партиями и организациями разных стран. Нынешний диалог уже стал важной вехой в развитии коммунистического движения.

bakun@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter