Прошел уже год с начала массовых протестов на киевской площади Независимости

Конец иллюзиям

Украина только-только отметила годовщину начала массовых протестов на киевской площади Независимости.
Украина только-только отметила годовщину начала массовых протестов на киевской площади Независимости. Тогда одним из главных требований протестующих стало продолжение курса на евроинтеграцию. Но как раз сейчас многие влиятельные политики из стран ЕС высказали свое отношение к вопросу о возможном членстве Украины в Евросоюзе. И вряд ли их слова могут понравиться Киеву.

Украина

Министр иностранных дел Германии, политического и экономического флагмана ЕС, Франк-Вальтер Штайнмайер предложил в принципе отказаться от всяких спекуляций на тему вступления Украины в союз. Не одобряет он и возможное членство этой страны в НАТО.

По форме более дипломатично, а по сути куда резче высказался премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он, конечно, не исключил присоединения Украины к Евросоюзу «в среднесрочной перспективе», но одновременно выдвинул такие условия, которые уж точно не удастся выполнить быстро. Среди них политическая и экономическая стабильность, полный контроль на границах. Венгерский премьер считает, что Украина должна стать буфером между Западом и Россией. И, главное, Орбан задал вопрос, на который ни у кого нет ответа: кто же конкретно будет ежегодно платить 25 миллиардов евро, необходимые для поддержки Украины?

Если резюмировать высказывания европейских политиков, то их позиция сводится к следующему. Украину, конечно, нужно поддерживать, но весьма ограниченно. А о положительном завершении евроатлантической интеграции нечего и думать. То есть они отбрасывают эту страну ко временам Виктора Януковича. Ради чего тогда были все эти потрясения? Зачем погибали люди?

Много вопросов и к украинским политикам. Эксперты и год, и пять лет назад, да и сейчас в один голос утверждают, что Украина не готова и не будет в ближайшей перспективе готова к полноценному вступлению в ЕС и НАТО. Но одно киевское правительство за другим убеждали своих граждан в обратном. В минувший после Майдана год это были уже не убеждения, а просто-таки национальная идея. Оказалось — сплошной обман!

В итоге Украина очутилась, мягко говоря, в весьма пикантном положении. Ни о каком геополитическом буфере говорить не приходится. Отношения между Киевом и Москвой испорчены всерьез и надолго. Евроатлантическая интеграция, тяжелая и изнурительная для населения, с весьма размытым финалом продлится, похоже, не один десяток лет. С уверенностью можно сказать, что украинцы, устроившие за последние 10 лет два Майдана, так долго ждать не намерены.

На вопрос о том, что сейчас представляет собой Украина на политической карте, можно ответить словами великого Гоголя, классика русской литературы с малороссийскими корнями: «Ни то ни се. Черт знает что!» А в переводе на язык политический это означает, что западные страны превратили Украину в свой протекторат с весьма ограниченными правами.

Для украинской экономики последствия необдуманного и чересчур торопливого курса на интеграцию с ЕС могут стать еще более плачевными, чем политические. Связи с партнерами из Таможенного союза очевидно слабеют, а отношения с Россией балансируют на грани полного товарного эмбарго. Уже сейчас украинцы вынуждены закупать уголь в ЮАР. Кто мог представить себе такое еще несколько лет назад?
Украинский финансовый рынок в прямом смысле слова висит на волоске. Вряд ли киевских политиков может успокаивать тот факт, что у восточного соседа дела с финансами обстоят не лучше. Россия обладает солидной подушкой безопасности, которой у Украины попросту нет.

Проводя анализ какой-либо ситуации, всегда хочется найти в ней и что-то положительное, внушающее надежду и оптимизм. Но, пожалуй, в данном случае приходится без всякой лирики и витиеватых фраз признать, что крушение евроатлантических мечтаний украинских политиков может обернуться самыми печальными последствиями.

Вадим ГИГИН
gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter