Конец большой стирки

Финансовые пираты недолго плавали у Виргинских островов
Финансовые пираты недолго плавали у Виргинских островов

Помните время, когда объявления «Обналичим и обезналичим любую сумму» открыто публиковались в газетах? Так называемые финкомпании за хороший процент брались «отстирать» грязные деньги и придать нелегальной коммерции вполне пристойный вид. Со временем за «прачек» всерьез взялась финансовая милиция. Теневым финансистам пришлось искуснее маскироваться под добропорядочных бизнесменов. Раскрыть карты таких «хамелеонов» — задача не из легких. Тем не менее сотрудникам управления департамента финансовых расследований Комитета госконтроля по Минской области и Минску удалось разоблачить одну из самых непотопляемых преступных групп, промышлявших легализацией незаконных доходов. О размахе деятельности «финансистов» можно судить хотя бы по такой детали: по имеющимся данным, за 9 с лишним лет из легального в теневой экономический оборот (и обратно) выведено товаров, работ и услуг на сумму свыше 100 (!) миллионов долларов. Следствие по ряду эпизодов продолжается, а описания финансовых махинаций уже с трудом вмещаются в 200 томов уголовного дела.

Печати молчания

Хозяева «прачечной» не мелочились: деятельность развернули сразу в нескольких филиалах, работавших под вывеской торговых фирм. По документам все выходило гладко: товары приобретались и продавались. Деньги поставщикам перечислялись без проволочек. Покупатели тоже не задерживали платежи. Налоги в казну поступали исправно. Подозрения в нечистоплотности бизнеса возникли у финансовой милиции. Смутила проверяющих почти неощутимая разница между закупочными и отпускными ценами. При столь призрачной выгоде было непонятно, зачем нужна такая коммерция? Когда контролеры копнули глубже, оказалось, что бойкая торговля велась исключительно на бумаге. А подтасованные цифры давали возможность клиентам «коммерсантов» экономить на налогах. Элементарно: чем незначительнее добавленная стоимость и соответственно прибыль, тем меньше отчисления в бюджет.

Визит сотрудников УДФР с «группой поддержки» — бойцами СОБРа для обитателей уютного коттеджа в одном из престижных районов Минска оказался полной неожиданностью. Работа по документации фиктивных сделок была в полном разгаре. Преступники попались с поличным. 120 поддельных печатей, долгое время хранивших криминальные тайны, около 100 тысяч пустых товарно–транспортных накладных, компьютеры с удаленным доступом к счетам «коммерческих фирм»... Несмотря на то что значительная часть информации оказалась запароленной, экспертам все же удалось взломать электронные замки.

Надо отдать должное «теневикам», внешне все выглядело безупречно: бухучет, офисы и даже реальные люди в директорских креслах. Самое время вспомнить зиц–председателя Фунта из «Золотого теленка». Марионетки, нанятые криминальной верхушкой, ежедневно являлись на работу, представляли интересы боссов в банках и налоговых службах. Однако в отличие от Остапа Бендера главному основателю современных «Рогов и копыт», ловко прикидывавшемуся предпринимателем средней руки, спрятаться за спинами пешек не удалось. Он задержан и предан суду.

В списке клиентов «теневиков» — около тысячи предприятий разных форм собственности. В частности, вместе с лидером преступной группы на скамье подсудимых оказались представители крупной меховой фирмы. Всего за год «партнеры» прокрутили по теневым схемам ни много ни мало 3 миллиона долларов. Примерно треть этой суммы составляют налоги, которых недосчиталось государство.

Операция «Заем»

Среди многочисленных печатей, скреплявших преступные сделки, есть и весьма любопытные экземпляры. Например, на одном из оттисков отчетливо видна надпись «Виргинские острова». Для чего управленцам финкомпаний понадобились заморские реквизиты?

Организаторы «большой стирки», считают следователи, решили использовать оффшорную зону. Понятное дело, они не были первопроходцами. Однако свою страничку в историю оффшорных афер вписали. По предварительной версии, трюк с островами махинаторы предлагали весьма состоятельным клиентам, которым срочно требовалось легализовать крупные суммы. Условно говоря, миллион долларов, нажитый преступным путем, в дело без предварительной «обработки» не вложишь. Компетентные органы непременно поинтересуются: откуда он взялся? Выход из затруднительного положения нашли такой: зарегистрировали на подставное лицо фирму на далеких островах и открыли заграничный счет с «пультом дистанционного управления» в Минске. А теневые капиталы оформляли как займы, предоставленные, скажем, неким мифическим Джоном Смитом. Электронные деньги на островные счета попадали в результате уже знакомых нам фиктивных торговых сделок.

В уголовном деле фигурирует также английская «дистанционная» фирма, все финансовые операции которой производились через латвийский банк. При такой конспирации уличить коммерсантов–имитаторов в обмане почти нереально. И все же констатируем: «большой стирке» пришел конец.

Нетрудно подсчитать, что при столь внушительных оборотах средств в свой собственный карман основатели финкомпаний положили не один миллион долларов. Есть информация, что преступные доходы «компаньоны» предусмотрительно разместили в заграничных банках. Вопрос об изъятии этих средств решается. Когда запахло жареным, несколько «финансистов» подалось в бега. Но вряд ли им удастся скрыться. Слишком «наследили».

Эволюция «бизнеса»

Суть финансовых афер неизменна: получить доходов больше, нежели значится в налоговой декларации. Что для этого нужно? Искусственно занизить прибыли. А чтобы фиктивная сделка выглядела правдоподобно, теневому коммерсанту требуется легальный партнер — со статусом и юридическим адресом. Роль прикрытия и играют разного рода финансовые аферисты. В начале 90–х годов прошлого века, когда «банно–прачечный» бизнес только зарождался, были популярны фирмы–однодневки, получившие свое название из–за непродолжительности «коммерческой» жизни. Финансовые потоки гонялись со счета на счет от силы месяц — до первого отчета в налоговой.

На смену «гастролерам» пришли игроки повесомее. Эти обставили дело с большей основательностью. Неотъемлемые атрибуты их завуалированной финансовой деятельности — солидный офис и штат квалифицированных бухгалтеров. Наиболее оборотистые дельцы для страховки обзаводились сразу несколькими фирмами, оформленными на первых встречных. Чаще в роли Фунтов оказывались личности, неравнодушные к горячительным напиткам. «Нанимателю» их услуги обходились недорого: пару бутылок — и дело в шляпе. Чтобы не бросаться в глаза, многие «теневики» пошли по пути «специализации». Одни стали «обслуживать» исключительно строительные фирмы, другие — мебельные, третьи — компьютерные и т.д.

Долгие годы руководители криминальных структур считались людьми–невидимками. Получалось так: махинация раскрывается, счет лжефирмы закрывается, а лидер остается за кадром. Переломным моментом стало начало нового тысячелетия. Усовершенствовались законодательство и методы борьбы с лжепредпринимателями. Сегодня «стирка» денег — занятие куда более опасное, нежели прибыльное.

Цифра «СБ»

За последние три года в Минске и Минской области выявлено более 240 фактов, связанных с деятельностью лжепредпринимательских структур.

Компетентный комментарий

Заместитель начальника управления ДФР КГК по Минской области и Минску Максим Гушель:

— Как бы авторы теневых схем ни маскировались, у финансовой милиции есть эффективные методы борьбы с этим злом. Хотелось бы напомнить и современным Фунтам, что их роль в финансовых аферах не столь безобидна, как кажется. Фактически они являются соучастниками лжепредпринимателей и рискуют понести уголовную ответственность.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter