Большинство граждан США уже не верят в возможности своей страны

Конец «американской мечты»?

В холодной войне победило не оружие или даже экономическая мощь. Скорее, корректней говорить об идеологической и психологической победе «американской мечты» над «коммунистической сказкой». Американский социальный миф объективно носил более приземленный характер. Многие архитекторы политики Белого дома второй половины прошлого века откровенно в своих трудах подтверждали: широкая и всеобъемлющая пропаганда американского образа жизни являлась одним из мощных инструментов внешней политики. Сейчас знаменитая мечта поблекла и постепенно начинает трансформироваться уже в миф. Который еще поддерживается воспоминаниями старшего поколения и ностальгическими откликами в классических кинокартинах Голливуда о былых прекрасных временах. На деле, согласно опросам американского Wall Street Journal, более трети граждан США уже не верят в осуществимость «американской мечты».

Иллюзии как экономический актив

«Американская мечта» являлась если не главным, то весьма значительным активом американской экономики. Формировать образ страны огромных возможностей Штаты активно принялись еще в начале прошлого века.
Не стоит забывать, что Америка — бывшая колония и, соответственно, исторически питалась человеческими ресурсами из метрополий. Метрополий, конечно, условно. Но миграционные потоки так или иначе являлись чуть ли не определяющим фактором в формировании США и их индустриализации в начале прошлого века и в послевоенное время.

И современные дискуссии об ослаблении или ужесточении миграционной политики не должны вводить в заблуждение. Эти дебаты вращаются, в основе своей, вокруг нелегального проникновения чужих (тех же мексиканцев) на американскую территорию. Этот поток возмущает граждан и власти не столько самим фактом наличия приезжих, сколько неконтролируемостью процесса. Стране необходимы не люди, а рабочая сила, обладающая нужными характеристиками. Прежде всего — востребованной квалификацией. Ученым, исследователям, инженерам и конструкторам, имеющим имя и вес в своих сферах (пускай они и неизвестны широкой общественности), миграционные двери Нового Света открыты всегда.
По большому счету, технологического лидерства Штаты в значительной степени смогли добиться путем аккумулирования человеческого капитала со всего мира. У немалого числа легенд американского бизнеса и изобретательства корни вовсе не американские.
Начиная от знаменитого Николы Теслы, который родился в Хорватии (в то время Австро‑Венгерская империя), заканчивая его последователем Илоном Маском, который приехал в Штаты из Южно‑Африканской Республики. Пассионарных людей в немалой степени влекла в Америку ее аура страны безграничных возможностей. Настолько необъятных, что простой человек из «низов» может стать миллиардером, а бродяга‑мигрант войти в ареопаг богатейших и влиятельных людей. Как, например, небезызвестный Арнольд Шварценеггер — актер и губернатор Калифорнии, австриец по происхождению. Перманентно формировался образ почти былинной страны, в которой талант и трудолюбие всегда получат по заслугам.
В формирование этой легенды и правительство, и бизнес вкладывали немало ресурсов, целенаправленно создавая образ земли обетованной для тружеников. Карьера — превыше всего. Изнанка безудержного стремления к успеху оставалась за кадром.
Тем не менее амбициозных людей по всему миру завораживали достижения «золотых» американских предпринимателей, которые из гаражей за несколько лет выбивались во владельцев крупнейших корпораций, начиная от Генри Форда и заканчивая Биллом Гейтсом и Марком Цукербергом. О их почти сакральном восхождении на бизнес‑олимп писались захватывающие книги и снимались занимательные фильмы. Конечно, многие понимают: реальные события сильно приукрашены. Но бизнес, возведенный в ранг религии, тоже требует своих святых и житий.

Золото, которое уже не блестит

Но сейчас легенда начинает блекнуть. Только 36 процентов американцев считают, что «американская мечта» достижима в современных условиях. В 2012 году так думали 53 процента. Снижение за десятилетие весьма существенное.
Еще в прошлом году 68 процентов респондентов газеты отвечали, что трудоголики обречены на успех и благоденствие. Сейчас так считают в два раза меньше опрошенных. Причем верят в эту концепцию 46 процентов мужчин и только 28 процентов женщин. Видимо, несмотря на пресловутое гендерное равенство, слабому полу схватить птицу счастья за хвост все труднее. В целом в заслуженную награду за трудолюбие больше верят пожилые американцы в возрасте 65 лет и старше. Другими словами, люди, которые выходили на кривую пика своей карьеры, в большинстве своем, еще в прошлом веке.

Соответственно, их вера в определенной степени зиждется не на современных реалиях, а является отражением былых событий. Это подтверждает и тот факт, что половина опрошенных убеждена, что за последние 50 лет жить в стране стало тяжелее. Улучшения видят только 30 процентов респондентов.

Разрушение «американской мечты» — серьезный вызов для Вашингтона. Экономика США по своей сути глубоко монетарная. Если не все, то многое в ней зависит от спроса и предложения. А эти категории в значительной степени являются производными от оценки экономическими агентами (как компаниями, так и активными гражданами) современных реалий и ожидания в будущем. 

Другими словами, на многие экономические процессы влияет психология в чистом виде.
А настроения американцев находятся в весьма низкой точке, постепенно углубляясь в пучину пессимизма. И эта грусть‑тоска однозначно отразится на деловой активности. По большому счету, это уже происходит.
Начиная с пандемии перманентно сокращается, например, количество стартапов и инвестиций в новые амбициозные проекты. Сотрудники предпочитают уходить из молодых компаний в крупные корпорации. Конечно, большие компании далеки от гуманизма и ориентируются на эксплуатацию, но гарантируют заработную плату. А насколько прокормят «свежие идеи» — неизвестно. Впрочем, инновационные проекты всегда носили в себе огромные неопределенности.

Тем не менее в былые годы вера в «американскую мечту» толкала людей на риск. Иногда даже безрассудный. Вдруг именно им повезет, и они получат богатство, славу и известность.
Но сегодня «мечта» превратилась в грезы и потеряла свою осязаемость для большинства американцев. И экономика, в том числе инновационная, лишается этого огромного количества малых компаний, из которых путем жестокого естественного отбора, но вырастали крупные транснациональные корпорации, которые в значительной степени двигали экономику Штатов и обеспечивали присутствие страны за рубежом.
Сейчас этот фундамент неистового предпринимательства дает трещины и грозит рухнуть.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter