Кондиционер для планеты

Призрак глобального потепления уже не просто маячит вдалеке, а подбирается слишком близко
Призрак глобального потепления уже не просто маячит вдалеке, а подбирается слишком близко. Нашей страны это тоже касается, поэтому нельзя сидеть сложа руки. Какой вклад Беларусь вносит в борьбу с изменением климата и как это отразится на нас с вами, рассказал Андрей Пилипчук, начальник отдела регулирования воздействий на атмосферный воздух и озоновый слой Минприроды.



Сегодня на долю нашей страны приходится 0,01 % всех мировых выбросов парниковых газов, из-за которых и повышается температура на планете. Вроде совсем немного, но за этой цифрой скрываются 90 миллионов тонн парниковых газов в эквиваленте СО2. Ежегодно.

– В конце 2015 года Беларусь участвовала в Парижской климатической конференции, на которой государства договорились удержать прирост глобальной средней температуры ниже двух градусов Цельсия, прилагая усилия к ограничению роста до 1,5 градуса. И для достижения глобальной цели наша страна решила взять на себя обязательство к 2030 году на 28 % уменьшить выбросы парниковых газов по сравнению с 1990-м, – рассказывает Андрей Пилипчук.

Значит ли это, что сейчас у нас их больше и мы должны только снижать? Вовсе нет.

Андрей Пилипчук
– Экономический рост влечет увеличение выбросов. И мы заложили границу, выше которой их нельзя поднимать. Не превысим – значит, выполняем обязательства, – уточняет Андрей Степанович. – А если опустимся ниже 90 миллионов тонн, что есть сейчас, это будет уже дополнительный «запас». Который в случае внедрения у нас рынка торговли сокращениями выбросов можно будет продавать другим странам.

Каждые пять лет мы должны пересматривать цели и делать их более амбициозными. Возможно, 28 процентами дело не ограничится.

Но и это еще не все. То же Парижское соглашение велит странам, которые его ратифицировали, к 2050 году достичь низкоуглеродного баланса. Это значит, что страна может выбрасывать ровно столько парниковых газов, сколько способны поглотить ее леса, луга и некоторые болота. Не больше.

Сейчас экосистемы страны избавляют нас от 25 миллионов тонн. И эту цифру нужно уточнять: в реальности может быть меньше или больше, объясняет Андрей Пилипчук:

– Пока в мире нет достаточно хорошей методологии для всех типов экосистем, чтобы это рассчитать. Но к 2020 году, когда Парижское соглашение вступит в силу, с этим нужно разобраться. Поэтому появится рабочая группа из наших и зарубежных специалистов, которые проведут исследования.

После того как мы узнаем правду, нужно будет постараться, чтобы экосистемы стали поглощать больше, чем сейчас. Для этого можно, например, восстановить деградированные земли, на которых ничего не растет.

– Климат все равно будет меняться, и мы должны приспособиться к этому на всех уровнях. Уже есть план по лесам. Сейчас пытаемся разработать стратегию по адаптации сельского хозяйства. Также надо подумать о транспорте, городах.



Чтобы реально сократить выбросы парниковых газов, придется перестроить свою жизнь. Андрей Пилипчук считает, что самым болезненным для людей может стать отказ от личного транспорта: 

– Во всем остальном способны и готовы следовать духу времени. Надо сортировать отходы на пять мусорок? Будем сортировать.

Транспорт – один из тех секторов, где выбросы парниковых газов только растут. Есть стратегия по снижению его вредного воздействия на окружающую среду до 2020 года. Она затрагивает общественный транспорт, велосипеды, парковки, новые виды топлива – всего более 60 пунктов, которые так или иначе направлены на снижение выбросов. Также у нашей страны есть планы по внедрению электромобилей на уровне правительства и Евразийского экономического союза.

– Покупка электромобиля имеет нулевой таможенный тариф. В то же время за новую бензиновую машину вы заплатите три тысячи евро пошлины. Это в какой-то мере компенсирует то, что стоимость электроверсии по сравнению с базовой выше примерно на две–четыре тысячи евро.

Хотя уже есть первые обладатели экологичных машин, но люди пока не готовы пересесть на подобный транспорт.

– Если хотим, чтобы к 2030 году электромобилей на дорогах стало 50 процентов, значит, как минимум нужно создать систему обслуживания и ремонта, наладить сеть заправочных станций, чтобы они располагались близко друг от друга. Невозможно сделать все за один день, но постепенно движемся к цели. Сегодня большинство заправок А-100 оснащено зарядкой для электромобиля. «Белоруснефть» за последний год построила 23 такие станции. Кстати, у них процентов 40 заправок используют энергию от солнечных батарей, а не из сети.



– Отходами все эти 15 лет мы занимались мало. Их почти не сортируем – абсолютное большинство вывозится на полигоны. Имеем огромные площади открытых свалок, на которых происходят выбросы метана. А ведь эти отходы можно использовать, вовлечь в оборот. Например, сделать из них биогаз для транспорта. Это давно не новая технология, – замечает Андрей Степанович. – У нас пока нет комплексных, устойчивых мусороперерабатывающих заводов, разве что в Бресте. Но к концу 2018-го планируем построить комплексные заводы практически во всех 100-тысячных городах (всего 18). Коммунальные отходы пойдут на переработку с выработкой биогаза, тепловой электрической энергии, производством топлива.

Вот только где найти средства?

– На самом деле деньги есть, просто не умеем их считать, – уверен представитель Минприроды. – Придется изменить менталитет. Каждый из нас понимает, что надо экономить. К тому же экономические механизмы Парижского соглашения позволяют получать поддержку. Но чтобы на нее претендовать, нужно действительно перестраиваться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter