Кому жизнь театр, а кому - вешалка...

Решения местных властей должны быть понятными населению.
Решения местных властей должны быть понятными населению.

И не создавать новых проблем.

Гомельчанка Ирина хоронила отца. Понятно, что в те дни ей было не до изучения рынка ритуальных услуг и поиска наиболее выгодных предложений - через полтора года после гибели матери умер самый родной для Ирины человек... Она просто позвонила по телефону, который дали знакомые. Те вполне положительно отзывались о работе частной похоронной фирмы, в которую им пришлось обратиться несколько месяцев назад. Частники тогда взяли на себя все - от обмывания покойника до установки могильной ограды, - и сделали это достойно, без суеты и лишнего беспокойства для заказчика. Да и цены оказались вполне божескими.

На этот раз все оказалось не так просто. Как объяснили Ирине, с недавних пор компетенция фирмы простирается только до ворот кладбища. Дальше - сфера деятельности городского спецкомбината, владеющего монополией на рытье могил. Там-то и следует заказывать траурную услугу.

Убитая горем Ирина отправилась через весь город "заказывать могилу..." В спецкомбинате заказ приняли, назначили время похорон: вторая половина следующего дня. Через пять минут она сообразила, что это никак не согласуется с поминками, вернулась и попыталась договориться на более ранний час. Женщина за стойкой с сожалением развела руками: "Все уже расписано..."

У Ирины случился очередной нервный срыв. Дальнейшим улаживанием временных и организационных нестыковок занимались подруги и срочно вернувшийся из командировки муж...

Проблем, с которыми столкнулась Ирина, не существовало еще несколько месяцев назад. Обратившись в любое гомельское похоронное бюро - как частное, так и государственное, - человек мог заказать полный комплекс ритуальных услуг. В феврале вступило в силу решение Гомельского горисполкома о том, что "погребение... перезахоронения и иную деятельность на местах погребения" отныне осуществляет ОАО "Гомельский специализированный комбинат", являющийся государственной структурой.

Инициаторы решения ссылались на Закон "О погребении и похоронном деле" и соответствующую инструкцию Минжилкомхоза. Вообще, данные акты предполагают, что "организация похоронного дела осуществляется специализированными организациями, которые создаются местными исполнительными и распорядительными органами..." Кстати, при желании эту цитату из закона можно истолковать вообще как отказ негосударственным структурам (которые, как ни крути, создаются не "исполнительными и распорядительными органами") в праве заниматься похоронным делом...

Частные похоронные конторы немедленно усмотрели в происшедшем ущемление своих прав. Предприниматели сетовали, что частный бизнес оказывается в неравных условиях по сравнению с аналогичными госструктурами, что некорректным решением уничтожается конкуренция, сокращаются рабочие места, создаются неудобства для клиентов.

- Чем наши услуги отличаются от услуг спецкомбината? Клиенты сами назначали время похорон своих близких, - говорит директор гомельского бюро ритуальных услуг "Реквием" Сергей Корхов. - Теперь же людям приходится подстраиваться под то время, которое им назначат в спецкомбинате.

Как рассказал директор спецкомбината Александр Попов, за год его предприятие производило 3,5 - 4 тысячи захоронений - в среднем 10 похорон в день. Но смерть не признает "среднестатистических" понятий: сегодня забирает двоих, завтра - в несколько раз больше...

- Безусловно, мы стараемся учитывать пожелания людей, - сказал Александр Попов. - Но если у нас вчера было за день 22 захоронения, то понятно, что мы не можем угодить каждому...

По словам директора спецкомбината, одной из причин решения городских властей стали нарушения, которые допускали в работе частники. Предприниматели на это отвечают, что в таких случаях следует привлекать виновного к законной ответственности, но не лишать бизнеса всех подряд. Пока стороны спорят, убитые горем люди вынуждены метаться по инстанциям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter