Кому выгодна схема: «импорт продаем, свой товар складируем»?..

Эксперты утверждают, что такой сложной ситуации со складскими запасами в Беларуси не было с середины 1990-х, когда бартер практически полностью вытеснил денежные расчеты. С затоваренностью сейчас столкнулись многие даже традиционно успешные предприятия.

В первом квартале текущего года соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства увеличилось до 79,7 процента, рост к январю составил 23,2 процентных пункта

Эксперты утверждают, что такой сложной ситуации со складскими запасами в Беларуси не было с середины 1990-х, когда бартер практически полностью вытеснил денежные расчеты. С затоваренностью сейчас столкнулись многие даже традиционно успешные предприятия.

Вопрос, как разгрузить склады от готовой продукции, которая не нашла своего потребителя, в последнее время стал главной темой экономических дискуссий в белорусских средствах массовой информации. Однако его обсуждение почему-то ограничивается отраслями машиностроения и легкой промышленности. Между тем и в сфере производства продуктов питания ситуация отнюдь не радужная.

Если «молочка» со скрипом, но реализуется, то складской запас продуктов и готовых блюд из говядины и телятины, включая мясные консервы, в 3,2 раза превысил в первом квартале среднемесячные объемы производства. Трудности со сбытом испытывают также переработчики овощей и фруктов. На их складах скопилось 27,9 тысячи тонн консервов, что в 3,6 раза превышает среднемесячный выпуск. Многие руководители плодоовощных предприятий ссылаются на сезонность производства, но это лишь камуфляж собственной нерасторопности. Вряд ли консервы будут иметь большой спрос, когда уже сегодня на прилавки поступает витаминная продукция нового урожая.

Наблюдается затоваривание и алкогольными напитками. Коньяка за первый квартал выпустили столько, что на складах находится 3,3 месячной производственной нормы, а водки — 182 процента от среднемесячного производства. Даже у пользующегося популярностью и успехом брестского «Белалко» этот показатель составил 120 процентов, а запасы продукции Минского завода игристых вин на фоне удачного акционирования выросли в физическом выражении в 8 раз.

В целом за первый квартал пищевых продуктов, включая напитки и табак, накопилось на складах на сумму 6556 миллиардов рублей, что составляет 76,5 процента их среднемесячного производства. На 1 января 2013 года этот показатель составлял 68,2 процента.

На последней выездной коллегии Минторга Беларуси в Витебске отмечалось, что проблема заключается не только в сокращении объемов экспорта. Мониторинг продаж первого квартала показал снижение реализации многих видов отечественного продовольствия на внутреннем рынке. По данным Минторга, к примеру, сократилась белорусская доля в сегменте детского питания, соков, шоколадных и кондитерских изделий.

Работники торговли заявляют, что отечественные товары не пользуются спросом. «Да, мы положим белорусское на прилавок, — говорят они. — Это хорошо, патриотично, все цивилизованные страны защищают интересы своих производителей. Но продать слабый по конкурентным параметрам товар с каждым днем все сложнее».

В этих словах лишь малая толика правды. Случается, конечно, что товаропроизводители допускают просчеты, но в большинстве своем они выпускают качественную продукцию. Свидетельством тому — добрая слава нашего продовольствия в России и Украине. Просто на внутреннем рынке в торговле продуктами сложилась такая схема, при которой ее работникам выгоднее продавать более дорогой импортный товар.

Сошлюсь на пример руководителя фермерского хозяйства «Вольготное» Юрия Карпиловича из Минского района. В прошлом году он собрал хороший урожай чеснока. Зимой на прилавках минских магазинов неимоверно выросли цены на китайский продукт. Тем не менее белорусскому фермеру удалось реализовать выращенное с большим трудом. Магазины дружно отказывались брать его чеснок на продажу.

На той же витебской коллегии глава Минторга Беларуси Валентин Чеканов призвал руководителей предприятий торговли выполнять взятые на себя обязательства по закупкам согласованных объемов товаров. Это касается и дебиторской задолженности, проблема взыскания которой также весьма остра.

В налаживании связей с торговлей нерасторопными часто оказываются и сами товаропроизводители. Многие не уделяют должного внимания созданию товаропроводящей сети внутри страны, не интересуются, как выложен и реализуется их товар на магазинных полках. Случается, что перерабатывающие предприятия готовы отправить продукцию на свалку, но не отдать товар торговле по более низкой цене. У таких обычно маркетинг и менеджмент сводятся к кабинетной работе по подготовке рекламных материалов. Поэтому им нужно в корне менять подходы в сбытовой политике: идти навстречу продавцу и покупателю.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter