Кому впрок польский урок?

В один вечер двадцатилетняя Виктория Богдан из Щучина стала известной. Ей, студентке Гданьского университета, обучавшейся в филиале города Олецко, после трех лет студенчества и получения ею степени бакалавра не позволили продолжить в Польше учебу. Она отлично занималась, среди студентов стала своей, городское управление оплачивало ее обучение. Что же случилось? Разъяснений от ректора не последовало — он ее просто не принял. А в канцелярии сказали: читайте газеты, смотрите телевидение.

В один вечер двадцатилетняя Виктория Богдан из Щучина стала известной. Ей, студентке Гданьского университета, обучавшейся в филиале города Олецко, после трех лет студенчества и получения ею степени бакалавра не позволили продолжить в Польше учебу. Она отлично занималась, среди студентов стала своей, городское управление оплачивало ее обучение. Что же случилось? Разъяснений от ректора не последовало — он ее просто не принял. А в канцелярии сказали: читайте газеты, смотрите телевидение.

Вот что пишет в адрес посольства Беларуси в Польше гражданин РП Вальдемар Каминьский: “Создается впечатление, что СМИ раскручивают спираль ненависти. И, к сожалению, им это удается. Это манипуляция. СМИ живут сами по себе, их не волнуют ни поляки, ни белорусы”. Истерия в СМИ Польши нацелена на белорусскую государственность. А Виктория Богдан оказалась виновата в том, что ее отец, Виктор Иванович Богдан, председатель Щучинского отделения Союза поляков на Беларуси (СПБ) и директор Щучинского Дома польского, придерживаясь принципов законности, не стал плясать под дуду нелигитимного правления Союза поляков.
В самом деле, раз Минюст республики признал нелигитимность съезда СПБ (а нарушения законности начались еще на стадии избрания делегатов съезда), значит, в соответствии с законом необходимо провести новый съезд, снова, и без нарушений, избрать руководство Союза. Кто-то в Польше чрезвычайно не доволен ни решением Минюста, ни позицией Виктора Богдана. Наказать отца решили через дочь. Виктория это отлично понимает: “Я училась спокойно, занималась английской и немецкой филологией, никуда не “лезла”, а как затронула меня политика, так и осталась без студенческого билета”.
К счастью, ненадолго. Виктория с отцом поехала в Минск. Их принял министр образования. В результате Виктория стала студенткой престижнейшего в Беларуси государственного лингвистического университета. “Но, — говорит Виктория, — на втором курсе в польском университете еще учатся наши девочки. Они боятся, что теперь и у них могут быть неприятности”.
Виктория не единственная “жертва” польской кампании против Беларуси. Десяткам детей из Щучинского района, рассчитывавших летом поехать на отдых в Польшу, отказано в этом праве. Но белорусские власти и здесь позаботились о детях: около 60 ребят из Щучина и района сегодня отдыхают в отличном детском лагере Гродненского производственного объединения “Азот” “Купалинка”, что в сосновом лесу на берегу Немана. Дети не рыдают, заламывая руки, оттого что они не в Польше.
Я приехал туда под вечер — прошел ужин (детей кормят пять раз в день, дополнительно предлагают мороженое, шоколад, персики, груши, апельсины, бананы), звучали детские голоса и “балдежная” музыка. Волейбольный мяч взлетал чуть не до вершин сосен, в просторном фойе “резались” в настольный теннис.
С заместителем директора по воспитательной работе Валентиной Бритько зашли в корпус. Комнаты на четыре человека, душевые, умывальники с горячей водой, телевизоры в комнате отдыха. И здесь атмосфера, свойственная юности, насыщенная энергией, бодростью, радостью и веселым настроением. Заглянули в одну из комнат. Каролина, Аня, Саша и Настя в ожидании танцев подкрашивали глаза: “Что-что? Скучать? Ха-ха! Жалеем ли про Польшу? Да там дети жили в обычных палатках, а здесь — бассейн, во как нравится!”
— Планируются экскурсии по Гродно, в зоопарк, в исторический музей, музей Элизы Ожешко, в аквапарк, — поясняет Валентина Константиновна. — Ничего нового или особенного специально не изобретаем, так у нас живут все дети. Кстати, кроме детей из Щучинского района в лагере отдыхают еще свыше 200 ребят. То есть это обычный очередной заезд.
Да и вообще все было бы обычно и нормально в наших польско-белорусских отношениях, как и в предыдущие годы, если бы не накачка со стороны Польши лживых инсинуаций, нездоровых настроений. О притеснении поляков, о том, что поляку в Беларуси не устроиться на работу, о прочей галиматье. Налицо стремление разжечь в стране национальную рознь, возбудить вражду на национальной почве.
В связи с этим вспоминается ставший традиционным на Гродненщине республиканский фестиваль национальных культур, аналогов которому нет в Европе. В дни его проведения Гродно становится центром самовыражения каждой национальности, представители которой проживают в Беларуси. Их десятки. Первыми за белорусами лидируют именно поляки. Потому к ним и особое уважение. И в месторасположении — Новый замок традиционно польское подворье, и в обилии номеров художественной самодеятельности. В дни фестиваля в городе царит такая атмосфера взаимоуважения и симпатии к каждому человеку, к каждой представленной здесь национальности, что этого заряда вполне хватает не только до следующего фестиваля.
Такая атмосфера в Гродно царит издавна. Наверное, она стала возникать еще со времен Элизы Ожешко, проповедовавшей между нациями человечность, гуманизм, взаимоуважение. В свое время она не допустила проведения в Гродно еврейских погромов. А сегодня она выступила бы против развернувшейся в Польше антибелорусской кампании. Во многих недостатках можно упрекать белорусов как людей, но только не в национализме. Не лучше ли в этой ситуации польским критиканам-обвинителям посмотреть на самих себя, предварительно самокритично проанализировав сообщение в местной прессе заместителя председателя Гродненского облисполкома Марии Бирюковой.
— На территории Гродненской области проживает 24 процента граждан польской национальности и функционирует 4 общественно-культурных объединения польской национальной общности. В 13 из 17 районов созданы районные организации ОО “Союз поляков на Беларуси”. В органах исполнительной власти трудится более 20 процентов поляков, свыше 30 процентов их среди руководителей предприятий и организаций. 687 белорусских поляков избраны депутатами в местные Советы. Двое — в Совет Республики. В Принеманье работает 170 костелов, 12 строится. Из 166 ксендзов 70 граждане Польши. Обучение на польском языке осуществляется в трех школах области — в Гродно, Волковыске, Сопоцкине. Польский язык и литературу учат в 28 школах. А в Польше нет ни одной школы, где белорусы обучали бы своих детей на родном языке.
Это — конкретные цифры, реальные факты. Против них серьезно можно возражать тоже фактами и цифрами. Но не ложью и злобой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter