Кому в Беларуси жить хорошо

Правда и мифы о наших соседях

Правда и мифы о наших соседях


Невозможно отрицать очевидное: количество красавиц на квадратный километр белорусской площади в разы превышает европейские стандарты. Если, конечно, таковые в Евросоюзе существуют. И пока ЕС вместе со своими единомышленниками из США строит нашим соседям всевозможные экономические и политические козни, простые европейцы валят в Беларусь, с удовольствием тратя здесь свои кровные отпускные евро.


Гостиницы, пансионаты, санатории, агроэкоусадьбы, дома отдыха под завязку забиты туристами из Германии, Польши, Голландии, Чехии... За счет гостей население некоторых белорусских городков и поселков, по сообщениям республиканского ТВ, возросло в июне в два–три раза. В чем секрет? В красавицах? А может, в необыкновенной дешевизне жизни? Или в редкой доброжелательности и гостеприимстве белорусов?


Московский обозреватель «СОЮЗа» сел за руль автомобиля, «намотал» по стране около полутора тысяч километров и попытался понять, что так манит людей в страну, которую в последнее время принято вспоминать исключительно в связи с экономическим кризисом и обвалом валюты.


Провинциальные картинки


Мир тесен — в 150 км от Минска в городе Мядель, что на берегу живописного озера Мястро, повстречался давний приятель Михаил Шалаев, поэт, прозаик, музыкант, сотрудник одного из московских книжных издательств.


— Старость приближается со скоростью курьерского, — поэтично посетовал он. — Хочу встретить ее на белорусской земле. Домик подыскиваю. Замечательная страна, замечательные люди, дешевая жизнь!..


Я поинтересовался, как отразился на нем кризис, так бурно обсуждаемый сейчас повсюду.


— Кампания, рассчитанная на идиотов, — коротко прокомментировал он. — Денежные мешки, скупившие на корню Россию, теперь мечтают скупить и Беларусь. Держитесь, братья–славяне...


После этих слов он пригласил меня отобедать в кафе на центральной площади Мяделя, до сих пор мирно носящей имя Ленина. Вождь мирового пролетариата сурово взирал со своего каменного пьедестала на водную гладь Мястро.


Отведав аппетитной белорусской кухни и заплатив... 100 российских рублей (за двоих), мы вышли на площадь.Я заметил, что мой друг — бывший закаленный антисоветчик — как–то иначе, очень тепло посмотрел на вождя в кепке.


К тому времени я уже немного попривык к копеечному белорусскому общепиту, заплатив накануне за плотный ужин в ресторане в центре Минска за двоих... тысячу российских рублей. Но и меня изумило объявление на выходе из кафе, дословно гласящее: «Цены на блюда вы можете проверить по калькуляционным карточкам...» Мы не стали проверять и повару 5–го разряда Ларисе Николаевне Гардон поверили на слово.


Правда, не везде дело обстоит так благостно. В конце мая цены менялись несколько раз. Был и смешной ажиотаж — вдруг стали расхватывать уксус. Хозяйки на рынках долго размышляют: сколько купить клубники? Раньше не размышляли, теперь цены «покусывают».


Конечно, во многом это следствие недавно проведенной в стране официальной девальвации. Результат: местный рубль, отправленный в середине мая в свободное плавание, обвалился, цены взлетели. Теперь остается дождаться выхода на арену будущих белорусских олигархов, у которых наверняка уже алчно горят глаза и чешутся руки... Правда, есть важное «но»... В белорусском руководстве, к счастью местного населения, мгновенно спохватились и сейчас предпринимают очень энергичные усилия, чтобы «подстелить соломку» и смягчить последствия произошедшего. Российский опыт 90–х лучше не повторять.


Современная мифология


Один из основных мифов, муссируемых некоторыми СМИ: толпы голодных белорусов мечутся по улицам, сметая с магазинных полок все подряд. Честно обошел главные минские рынки и с десяток магазинов и не увидел ни голодных белорусов, ни ажиотажного спроса. Мифом оказалось и утверждение, что в стране невозможно купить валюту. Да, чуть дороже официального курса, но можно. В мае в Минске за три дня до падения белорусского рубля давали один российский рубль за 110–115 белорусских, а на минувшей неделе — 180–190. То есть инфляция вполне терпима. В России, еще раз напомню, она в 90–е скакнула на тысячи процентов! Да, несколько возросли цены на продукты. Однако если считать через российский рубль, то они даже снизились. Впрочем, судите сами. Это ценники магазина в центре Минска и на Комаровском рынке (стоимость здесь и далее приведена в российских рублях):


Яйца (10 шт.) – 18–22 р.

 

Масло

сливочное (200 г) – 25 р.

 

Масло подсолн.

(1 л) – 40–50 р.

Молоко (1 л) – 20 р.

Сыр – 100–150 р.

 

Свинина

вырезка – 178 р.

 

Язык говяжий свежий  — 189 р.

Куры – 78 р.

 

Колбасы

сырокопченые – 200–300 р.

 

Колбасы

салями, сервелат – 100–180 р.

 

Помидоры – 50 р.

Огурцы – 25 р.

Клубника – 50–70 р.


Как видим, все в два–три раза дешевле, чем в Москве. Мне возразят: московская зарплата несравнима с минской. Возможно. Однако средний доход по Беларуси, достигающий 11–12 тысяч рублей, вполне сопоставим со среднероссийским. А Москва — это отдельная песня, но и в Минске зарплаты значительно выше, чем в белорусской провинции. Нетрудно при этом объяснить, почему масло, кефир и молоко продаются в Минске так дешево, но кто объяснит, почему пол–литровую бутылку американской кока–колы в минском кафе продают за 12 рублей, а в московском — за 50? Ведь и у нас, и у них напиток выпускают одни и те же заводики из одного и того же полуфабриката. Почему оливковое масло, разлитое в бутылки в Испании, в Минске в два раза дешевле, чем в Москве? И уж совсем необъяснимо, почему бензин на белорусских заправках «ЛУКОЙЛа» и «Газпрома» дешевле, чем на тех же АЗС в России. И, наконец, отчего узбекская черешня в центре Минска стоит раза в три дешевле, чем на Рижском или Даниловском рынках Москвы? Ведь от Ташкента до Минска почти на 800 км дальше, чем до российской столицы...


Из Москвы не видно


Для себя я уяснил: критикуя экономику Беларуси, многие аналитики почему–то стараются не замечать очевидного факта: она предельно социально ориентирована со всеми плюсами и минусами. И это заметно невооруженным глазом. Собственно, нынешний кризис очень напоминает американский 2008–го, разразившийся вследствие беспримерной раздачи практически беспроцентных кредитов на жилье. В Беларуси в последние годы ипотечные кредиты для многих категорий граждан не превышали... одного–пяти процентов. В стране каждый год сдавались тысячи квадратных метров дешевого жилья, которые, кстати, с удовольствием скупали и богатые россияне, построено много дворцов спорта, а знаменитая московская Ленинка не выдержит сравнения с белорусской Национальной библиотекой Минска и по техническому оснащению, и по внешнему облику.


Вы видели в России хоть одну велосипедную трассу для горожан? В Беларуси это обыденность, даже в провинции. В стране практически отсутствует уличная преступность, а на автомобили не принято ставить противоугонные сигнализации. Кстати, ни в Минске, ни в провинции вы не увидите продукцию постсоветского автопрома: «Жигули», «Москвичи» и «Волги» — экзотика. По крутизне иномарок белорусская столица не уступает российской. А прекрасные их дороги не хвалил только ленивый.


Оппозиция? На минувшей неделе несколько сотен юных минских блогеров, списавшись в интернете, собрались на одной из центральных площадей Минска и провели молчаливую акцию. Но, похоже, накопившийся протест был выплеснут заранее на страницы социальных сетей, поскольку присутствующие молчали, как рыбы, и сторонним наблюдателям, особенно из–за рубежа, было абсолютно непонятно, чего же хотят эти люди. Отведя меня в сторонку, один из участников акции вполголоса пояснил, что ему, учившемуся в Париже и стажировавшемуся в США, не нравится, что уровень жизни белорусов ниже, чем в Западной Европе... Ну что же, молодым всегда хочется всего и сразу. Увы, так бывает только в сказках. Интересно, что в нескольких сотнях метров от места сбора «молчаливых» оппозиционеров Минска, на многокилометровой набережной Свислочи, я видел сотни других юных минчан, просто наслаждавшихся жизнью. Они тусовались, целовались, катались на лодках, велосипедах и роликах, внимали уличным гитаристам...


Еще один миф о Беларуси звучит так: правящий режим сродни среднеазиатским туркменбаши. Автор может сравнивать, поскольку за свои публикации объявлен персоной нон грата в некоторых республиках Средней Азии. Торжественно заявляю: это просто глупость, поскольку, например, в Туркмении даже протестующие молчуны уже на следующий день получили бы пожизненные сроки. Ни в одной бывшей среднеазиатской республике СССР сегодня в принципе невозможны мероприятия, проводимые в Беларуси. Вчера, например, в Минске стартовал очередной Международный медиафорум, на который съехалось около сотни журналистов из 21 страны — они намерены дискутировать на тему: «Беларусь в контексте современных геополитических процессов». А в середине июля грядет знаменитый «Славянский базар» в Витебске, куда также приглашены сотни иностранных журналистов. Словом, несмотря на кризис, страна не закрывается, а даже наоборот — всячески стремится к общению. И последнее. Соседи резонно опасаются экспериментировать над собственной страной. А нынешний кризис, от которого не застраховано ни одно государство и через который многие члены СНГ уже прошли, демонстрирует: российский урок 90–х усвоен и Беларусь не намерена отдавать экономику во власть рыночной стихии.


Между тем


По данным Белстата, инфляция в Беларуси за январь–май составила 25,4%, в том числе в мае 13,1% против 4,5% в апреле. Цены промышленных производителей выросли за отчетный период на 21,9%, в том числе в мае на 9%. За тот же период продукты питания подорожали на 28,5%. В годовом исчислении (по отношению к маю 2010 г.) рост составил 40,7%, сообщает Национальный статистический комитет. Лидером по росту цен в мае стали фрукты, которые подорожали на 50,8%, чай — на 46,2%, сахар — на 39,1%, рыбные консервы — на 29,7%, рыба и морепродукты — на 27,8%, макароны — на 26,9%, крупы — на 26,2%, мясо и птица — на 13,8%. При этом с начала года рост цен на фрукты составил 95,2%, на чай — 72,7%, на сахар — 68,2%. Крупы за январь —май подорожали на 60,4%, рыба и морепродукты — на 48,6%, овощи — на 44,5%, консервы рыбные — на 41,7%, масло растительное — на 41,5%, макаронные изделия — на 38,2%, картофель — на 37,2%, кондитерские изделия — на 28,8%, мясо и птица — на 23,1%.


Тем временем Президент Беларуси А.Лукашенко, посещая 15 июня комплекс жилой застройки района Восточный, заявил, что государство не намерено отказываться от многих социальных программ, но в них будут внесены коррективы. В частности, появится новая система льготного кредитования населения. «Мы слишком увлеклись, и фактически многие люди не думают о том, что они сами должны строить дом, квартиру и заботиться о своей семье», — уточнил Президент. Сегодня в Беларуси, по официальным данным, с господдержкой строится 72% жилья.


Александр Бушев


BUSHEV@RG.RU


Москва–Минск–Москва

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter