Кому терять нечего

За последние годы сельхозпредприятия серьезно обновили свой технический парк...

За последние годы сельхозпредприятия серьезно обновили свой технический парк. Сегодня почти невозможно увидеть 20–летний комбайн или трактор–развалюху. Однако отношение к современным машинам, купленным при помощи государства, не везде бережное. Их передают порой в весьма ненадежные руки — тем людям, которым садиться за руль вообще нельзя.


...Когда услышал, что в Хотимском районе трактористы, лишенные водительских прав, лихо пашут поля, ездят по дорогам с молчаливого одобрения руководителей хозяйств, поначалу не поверил. Но вот с сотрудниками ГАИ мы приехали в сельскохозяйственный производственный кооператив «Ботаево». У главного инженера Андрея Прибыша я поинтересовался: сколько в хозяйстве трактористов, лишенных водительских прав?


— Двое, — честно ответил Андрей Валерьянович.


— И вы об этом так спокойно говорите?


— А что тут таить? Все об этом знают. В конце концов, не я им наряд на работу выписываю, а председатель.


Исполняющий обязанности председателя «Ботаево» Владимир Стрельцов, услышав вопрос о механизаторах, лишь вздохнул грустно:


— Некому работать, поэтому вынуждены сажать за руль кого попало.


По дороге в соседнее хозяйство — СПК «Искра» — для проверки документов остановили трактор. Механизатор Петр Шлагов права предъявить не смог. Трехгодичный срок, на который его лишили права управления транспортными средствами, обнаружив пьяным за рулем, истекает лишь в марте.


По словам главного инженера «Искры» Александра Ермоленко, кроме Шлагова, в хозяйстве еще двое «бесправных» механизаторов, которые ежедневно садятся за руль.


По идее, руководителей хозяйств только и остается, что пожалеть: не от хорошей жизни они идут на нарушения. С другой стороны, фактически поощряя тех, для кого дисциплина на дороге — пустые слова, они, можно сказать, создают предпосылки для трагедий. В прошлом году, например, сотрудники ГАИ Хотимского района только на автотрассах задержали семерых пьяных трактористов. Четверо из них ранее уже были лишены прав. Урок, получается, впрок не пошел...


— О том, что в СПК сажают за руль людей, которые не должны управлять транспортным средством, как и о том, что перед выездом на линию отсутствует контроль за водителями, мы не единожды сообщали в райисполком, — говорит временно исполняющий обязанности начальника отделения ГАИ Хотимского РОВД Федор Пезкин. — Знаю, что оттуда была команда: трактористов, лишенных прав, за руль не пускать.


Однако распоряжение районной «вертикали», похоже, осталось для председателей сельхозкооперативов пустым звуком.


— Никакие ссылки на нехватку людей оправданием служить не могут, — считает первый заместитель председателя Хотимского райисполкома Сергей Дроздовский. — Ведь председатели СПК деньги получают за руководство хозяйствами. Пусть и думают, как найти и закрепить у себя профессионалов.


Хотимский район, к сожалению, не единственный, где наблюдается опасная тенденция. По дороге в Могилев, на территории Костюковичского района, сотрудники ГАИ решили проверить документы у тракториста. Механизатор СПК «Демидовичский» Сергей Зеленков ничего не смог предъявить, кроме оправданий. Мол, водительского удостоверения лишился, когда был навеселе. Правда, уже больше года прошло с того момента, как можно идти за «корочкой». Но времени все нет. О том, что у тракториста нет прав, руководство хозяйства знает. Но смотрит сквозь пальцы: лишь бы работал...


Стоит ли удивляться, откуда на наших дорогах водители, которым на остальных участников движения попросту наплевать? Нормальный шофер будет соблюдать правила дорожного движения в том числе и потому, что опасается лишиться водительского удостоверения. А чего ожидать от тех, кому терять нечего?


— Иначе как безобразием такую ситуацию назвать не могу, — комментирует начальник ГАИ УВД Могилевского облисполкома Михаил Невмержицкий. — Закон нарушать никому не позволено. Даже с учетом «объективных обстоятельств» вроде нехватки кадров... Мы изучим ситуацию во всех хозяйствах области. Посмотрим, где, несмотря на наши предписания и запреты, по–прежнему допускают к управлению транспортными средствами тех, кто трактор стороной должен обходить. Порядок обязательно наведем.


Давно пора. А пока мой вам совет: увидите на дороге трактор — объезжайте его как можно дальше. На всякий случай.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter