Кому таможня не дает «добро»

114 миллиардов рублей превысил в прошлом году доход таможни «Западный Буг», контролирующей автомобильные потоки на самом бойком трансграничном переходе в районе Бреста. Из этой суммы чуть ли не половина (50 миллиардов 984 миллиона рублей) приходится на ко
За год на контрольно-пропускных пунктах таможни границу пересекли 2 миллиона 229 тысяч единиц транзитного (в основном грузового) транспорта. Этот показатель почти не изменился по сравнению с предыдущими годами. Предположения о предпочтении, якобы отдаваемом в последнее время транзитниками коридору через Прибалтику, по мнению Вячеслава Осинцева, надуманы. Белорусских таможенников объезжает только тот, кто на своем горьком опыте убедился: пересечь границу в Беларуси, уклонившись от законных налогов и сборов, практически невозможно. Сегодня центр тяжести нелегального бизнеса из сферы табачно-спиртовой торговли переместился именно в область межгосударственных таможеннопошлинных взаимоотношений. Экспортируя товар, хозяева стараются занизить его стоимость, а то и вовсе скрыть от глаз таможенников, чтобы потом продать с большей прибылью. Тем самым они часто подтверждают истинность народного изречения: скупой платит дважды. Неудивительно поэтому, что такая теневая тенденция отражается в цифрах возрастающей доли кофискованного на границе и обращенного в доход государства. Конфискация -- доход для нашего государства и в то же время огромные убытки для провинившихся фирм, в большинстве своем российских. В связи с этим белорусских таможенников порой открыто обвиняют в предвзятости, подозревая в надуманности и необоснованности предъявляемых на границе претензий. «Никакой самодеятельности в действиях белорусских, и, в частности, брестских таможенников, нет, -- заявляет начальник таможни «Западный Буг» Вячеслав Осинцев. – Мы работаем в рамках правовой базы существующего таможенного союза Беларуси и России и выполняем его требования». А требования эти предусматривают не только использование определенных прав, но и выполнение ряда обязательств. Беларусь нельзя назвать чисто транзитной страной в полном таможенном понимании этого слова. Для грузовых автокараванов, въехавших на ее территорию, автоматически открываются все дороги необъятной Российской Федерации (что при послаблении таможенного контроля позволяет вообще не везти товар в Россию, а сбыть его в Беларуси). Вот почему механизмы защиты рыночных интересов «старшего брата» (а заодно и своих) включаются уже в Бресте. В их слаженной работе заинтересован таможенный комитет соседней страны, который наверняка отслеживает и правовую ситуацию на белорусско-польской границе. К тому же любому возможному произволу белорусских таможенников противостоит наше законодательство. Таможенники лишь задерживают грузы, а что с ними делать -- решает суд. Кроме судебной практики, есть и прокурорский надзор, в поле зрения которого находятся действия таможни. Кстати, желанием обжаловать их в законном порядке проштрафившиеся, как правило, не горят, что само по себе показывает, кто прав и кто виноват. Около шести миллионов граждан пересекали в прошлом году границу под Брестом на личном транспорте. Недавнее введение визового режима на западном кордоне значительно на этот показатель не повлияло. После месячного сбоя, вызванного резким увеличением посетителей польского консульства в Бресте, к концу года поток желающих побывать в соседней стране стабилизировался. Правда, теперь в нем несколько заметнее серьезные деловые люди и меньше так называемых челноков. По-прежнему актуальной остается на границе проблема очередей. Но в 2004 году она будет доставлять меньше хлопот как руководству таможни, так и людям, пересекающим границу. Накануне Нового года с оценкой «отлично» государственная комиссия приняла реконструированный пограничный пункт таможенного оформления легковых автомобилей «Варшавский мост», в два раза увеличивший свои пропускные возможности. Еще раньше была завершена реконструкция грузового перехода «Козловичи». На международном уровне достигнуты договоренности об инвестировании дальнейшего совершенствования приграничной инфраструктуры вокруг Бреста. Но никакие технические усовершенствования, по мнению таможенного руководства, не избавят от проблем без приведения к единому знаменателю порядка пересечения границы, которого по-разному придерживаются соседние страны. Общий язык поможет найти так называемый принцип «зеленого» и «красного» коридора. Предполагается, что после его двустороннего введения на «Варшавском мосту» пересекающий границу сам станет выбирать форму таможенного досмотра. Если он будет уверен, что не везет запрещенных или облагаемых налогом товаров и вещей, то сможет быстро попасть в соседнюю страну по «зеленому» коридору. По «красному» будут проходить те, кто знает: с собой они везут такое, что лучше от таможенников не прятать. Подобный принцип должен свести до минимума «личный фактор» при досмотре на границе и ускорить ее пересечение. Наведению должного порядка на границе способствует и борьба таможенников за чистоту своих рядов. Как сообщил журналистам Вячеслав Осинцев, с каждым годом она сужает возможности недобросовестных мытников использовать свое служебное положение в личных целях. В минувшем году таможню «Западный Буг» покинули 17 сотрудников, контракты с которыми были прерваны или не продлены.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter