Кому ОН нужен?

Ученый БГУ изобрел устройство, экономящее до 20 % бензина

Ученый уверен, что время работает на его изобретение

Если изобретение, по каким-то причинам не освоенное промышленностью, «идет в народ» и начинает жить своей жизнью независимо от воли автора, то изобретателя все же можно считать счастливым человеком. Именно такая судьба ждала детище научного сотрудника факультета радиофизики Белорусского государственного университета Владимира Щербатюка — автомобильный блок зажигания для бензиновых двигателей ОН-427, на который у него есть патенты Беларуси и России и который более 15 лет назад даже был выпущен опытной партией в количестве 250 штук. И хотя отзывы водителей были только восхищенные, на предприятии-производителе проект решили не продолжать, так как производство столкнулось с финансовыми проблемами.

Но джинн был выпущен на свободу: схема электронного блока попала в Интернет, и теперь любой желающий, у кого руки и голова на месте, может кликнуть заветные слова и смастерить его самостоятельно. Что умельцы и делают с большой пользой для себя. Ведь дополнительный электронный блок системы зажигания позволяет за счет более полного сгорания топлива экономить его от 3 до 20 %.

Суть новинки, если коротко, заключается в том, что вместо электрической искры смесь бензина и воздуха поджигается плазмой. Блок формирует в искровом промежутке свечи высокое напряжение специальной формы, которое позволяет изменить физику сжигания топливовоздушной смеси. Это можно назвать даже «электромагнитным взрывом», который заставляет фронт пламени двигаться быстрее. В результате достигается более быстрое и более полное сгорание топлива, что влечет за собой увеличение КПД двигателя.

Справедливости ради надо сказать, что принципиально новой предложенную белорусом систему назвать нельзя. В литературе можно найти описание системы плазменного зажигания «Plasmig» английской фирмы «Plasma Ignition Systems Ltd». Но та давняя разработка требовала серьезного вмешательства в стандартное электрооборудование автомобиля, в том числе доработки катушки зажигания, и по этой причине от нее отказались. А Владимир Щербатюк проблему решил: его блок устанавливается без переделки электрической схемы, причем на любые автомобили с бензиновым двигателем.

Стало быть, препятствий для внедрения новинки нет? Не тут-то было!

Надо заметить, что изобретение очень своеобразно легло на нашу действительность. Водитель какого-нибудь автопарка прекрасно видит в нем свою выгоду и был бы рад, если бы такая система стояла на его машине. Но он будет заинтересован в ней только тогда, когда она будет установлена подпольно. И некоторые так действительно делают, благо на небольшой по размерам блок никто не обращает внимания. В противном случае, если усовершенствование проведет само предприятие, норму расхода топлива пересмотрят, и что-либо сэкономить «для себя», чтобы заработать на этом лишнюю копейку, станет проблематично. Самое интересное, что выгоду от новинки видит и руководитель предприятия, но вовсе не горит желанием заняться инновацией, так как понимает, что водители, лишенные потенциального приработка, тут же хлопнут дверью. Поэтому-то и официальные отзывы об опытной эксплуатации новой системы зажигания в автохозяйствах, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций, были порой очень уклончивыми.

Словом, ситуация «зависла». Но не успокоился автор изобретения.

— Поскольку первый вариант ОН-427 собирался из зарубежных комплектующих и никто не обращал внимания на цену (главное было продемонстрировать заданные характеристики), то блок получился относительно дорогим, — поясняет Владимир Щербатюк. — Да, он очень быстро окупается, но все же первоначальные затраты кого-то могли отпугивать. Поэтому я переработал схему, перевел элементную базу только на отечественные детали, и это позволит снизить цену вовсе до смешной. Надеюсь, что новый вариант будет привлекательным для производителей. В Минске есть несколько предприятий, которые могли бы освоить это нужное изделие. Прежде всего это производство ОАО «МНИПИ», где была изготовлена первая опытная партия блока ОН-427, довести который до промышленного образца мне помогли специалисты малого предприятия «Витар» НПО «Транстехника». Кроме того, с этой работой справились бы на Минском электромеханическом заводе, в ОАО «Минский завод «Калибр». Но, прежде чем осваивать производство, новую версию блока, который существует пока только в чертежах и в компьютерной модели, необходимо изготовить и провести полномасштабные испытания. Надеюсь, что разработкой все же заинтересуется Министерство транспорта и коммуникаций. Ведь выгода от внедрения может быть очень существенной.

По оценкам специалистов НПО «Транстехника», проводивших в свое время испытания ОН-427, использование этого блока может приносить стране по 3 миллиона долларов экономии ежегодно. Это только если брать по минимуму, ориентируясь на то, что сэкономлено будет 3 % бензина. Реально же можно экономить примерно 10 %. При этом только за счет экономии топлива блок окупается за 3—5 месяцев.

Кроме того, у разработки есть и экологическая составляющая. Плазменный блок зажигания снижает содержание токсичных компонентов в выхлопе до уровня, который гораздо ниже нижнего предела чувствительности приборов, используемых в ГАИ.

Это, кстати, чуть не свело с ума российских автоинспекторов, остановивших недалеко от Москвы для проверки машину друга изобретателя. Его автомобиль был оборудован плазменным блоком зажигания, и, естественно, приборы показали в выхлопе ноль содержания угарного газа и несгоревших углеводородов. Поверить в это было невозможно, так как прибор без проблем реагировал на выхлоп самых крутых иномарок, оборудованных бортовым компьютером. А здесь обычная с виду легковушка — и на тебе, «эталон чистоты»! Отпустили незадачливого белоруса только после того, как он прочел служивым людям лекцию о преимуществах отечественной разработки.

К слову, к такому чистому выхлопу с подозрением относятся не только автоинспекторы, но и сами бортовые компьютеры. Отсутствие показаний содержания СО и СН они воспринимают как отказ датчика и автоматически ориентируются на минимально возможный (по их «представлениям») уровень выбросов, чем только ухудшают экологические характеристики двигателя. Чтобы исправить это недоразумение, считает изобретатель, нужно всего лишь «перепрошить» бортовой компьютер, введя в него новую информацию.

Но как «перепрошить» тех, чье бездействие не позволяет довести до широкого внедрения ценную разработку? Этого изобретатель не знает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter