Кому нужен уголь от hi-tech?

Активированный уголь – великолепный поглотитель токсичных веществ – приобретает и вовсе фантастические свойства, если при его получении использовать hi-tech. Именно этого добились ученые Белгосуниверситета

Активированный уголь – великолепный поглотитель токсичных веществ – приобретает и вовсе фантастические свойства, если при его получении использовать hi-tech. Именно этого добились ученые Белгосуниверситета, революционная технология которых позволяет увеличить площадь поверхности угля в 10 и более раз!

— На Светлогорском ПО «Химволокно» уже запущена не имеющая мировых аналогов опытно-промышленная установка по синтезу нового водорастворимого производного целлюлозы – модификатора угольных сорбентов, — говорит заведующий лабораторией растворов целлюлозы и продуктов их переработки НИИ физико-химических проблем БГУ  Дмитрий Гриншпан. – Образцы лекарственных препаратов и уникальные средства очистки воды, которые мы до сих пор небольшими партиями производили в лабораторных условиях с помощью изготовленного тут же модификатора, теперь можно будет выпускать в больших объемах. У медицинской промышленности препятствий для освоения новинок уже нет. Правда, нет и желания. А БГУ не обладает возможностями, так как не имеет права производить и реализовывать лекарственные препараты… Но посмотрим, на что способен наш уголь.

С этими словами ученый пригласил меня к столу, сервированному несколькими стаканами воды, пить которую не отчаялся бы самый бесшабашный любитель приключений. Ее предстояло очистить, причем без использования ультрафильтрационных мембран, обратного осмоса, сорбционных колонок и электрического тока.

Процедура была проста. Каждой порции грязной воды достались несколько черных таблеток, произведенных в разных странах. В один из стаканов был брошен и модифицированный уголь, изготовленный в университетской лаборатории. Разница обнаружилась сразу. Обычные угли, растолченные для ускорения процесса, собрались на дне в крупные хлопья, а новый моментально растворился, словно акварельная краска. Хорошо это или плохо, предстояло узнать примерно через час.

— В отличие от традиционных углей наш распределяется в воде равномерно, связывая практически все загрязняющие частицы, — поясняет ученый. — Благодаря использованию модификатора размеры угольных частиц становятся очень маленькими, что позволяет лучше удерживать вирусы и бактерии в порах. После добавления в воду безопасного коагулянта они попадают в осадочный слой. Затем остается отделить грязь от чистой воды с помощью комбинированного фильтра, опять-таки изготовленного по нашей технологии. Метод дешев, производителен, не требует сложных установок и использования дорогостоящих компонентов, а главное – эффективен. По заказу МЧС мы разработали индивидуальные комплекты для очистки от 10 до 100 литров воды и даже изготовили в лаборатории несколько сотен таких наборов. Впрочем, дело этим и ограничилось, так как условий для массового производства у нас нет. Лучше дело обстоит с мощными мобильными установками для приготовления питьевой воды, которые также требуются при чрезвычайных ситуациях. Шесть таких машин, в создании которых мы участвовали, изготовлены в МЧС.

Ученые нашли возможность применить свои технологии и при доочистке водопроводной воды. Они на практике доказали, что использование новых фильтровальных материалов и высокоактивных волокнистых углеродных сорбентов, выпускаемых в республике, позволяет проводить сверхтонкую фильтрацию, сохраняя высокую пропускную способность системы очистки. При этом из воды удаляются не только механические примеси, но и активный хлор, токсичные хлорорганические соединения, а также частицы, которые могут образовывать тяжелые металлы. Благодаря тому, что фильтр легко можно полностью освобождать от накапливающейся грязи, служит он более 10 лет. Даже при условии пятилетней эксплуатации цена одного литра отфильтрованной воды составляет всего 5 рублей.

Ученые уверены, что если Минздрав, горисполкомы Минска и Гомеля, где для водоподготовки активно используется хлор, сочтут, что здоровье людей и хлорированная вода как питьевая несовместимы, то организовать промышленное производство и установить такие фильтры в детских садиках, школах и квартирах можно в кратчайшие сроки. Ведь необходимые для этого материалы в стране производятся.

И поскольку разговор зашел о здоровье, самое время сказать о медицинской составляющей научной разработки. На основе активированного по новой технологии угля химики предложили гамму лекарственных препаратов, которые обладают уникальными возможностями. Это «Ультрасорб», «Черный аспирин», «Уголь-пектин-витамин С», «Уголь-валериана», «Уголь-карбонат кальция-карбонат магния», «Уголь-левомицетин» и еще около двух десятков таблеток, гранул, мазей, гелей и линиментов. Эффект состоит в том, что сверхактивный уголь, действующий вместе с лекарствами, уменьшает их побочные действия гораздо лучше, чем это происходит в традиционном исполнении, и одновременно увеличивается скорость проникновения лекарственных субстанций в кровь. Кроме того, уголь способствует не только быстрому, но и пролонгированному усвоению препаратов, что позволяет снизить лечебную дозу в 2–3 раза. 

Поскольку активированный уголь и давно известные лекарства для медицины – дело проверенное, то провести дополнительные доклинические и клинические испытания «дуэта» уголь+лекарство,  получить разрешения Минздрава на промышленное производство и медицинское применение новинок было для ученых вполне разрешимой задачей. Тем не менее, имея целую обойму уникальных лекарственных препаратов, развернуть выпуск которых не составляет большого труда, авторы на сегодняшний день не внедрили ни одного из них.

— Преградой стал концерн «Белбиофарм» и его предприятия, для которых производство дешевых таблеток из угля и лекарств на его основе оказалось, как они заявляют, невыгодно, — говорит ученый. — При этом «корень зла» лежит в системе ценообразования, которая не учитывает, что новый активированный уголь совершенно отличается от того копеечного, что заложен в нормативы, и по затратам, и по эффективности. Но ценообразование – не такая уж и непреодолимая преграда. Было бы намерение сделать шаг вперед. Но такого желания у нашего фармацевтического гиганта не возникает. И это несмотря на прекрасные экспортные перспективы новых лекарственных средств…

За разговором мой собеседник все же вспоминал о заправленных углем стаканах и не забывал добавлять в воду коагулянт и пропускать ее через фильтровальные воронки. Три четверти часа пролетели незаметно. И ожидаемое чудо произошло. Правда, из стаканов, где вода была очищена с помощью обычного угля, я пить не решился. И цвет ее, и запах доверия не вызывали. А вот университетский индивидуальный комплект поработал на славу. Вода оказалась прекрасного качества, и мы с удовольствием утолили жажду. Без последствий, надо заметить.

На снимке: белорусский уголь (справа) как видим «растворяется» лучше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter