Кому много дано, с того много вычтут

Четверо жителей Барановичей недавно разработали и многократно с успехом опробовали на практике оригинальную технологию сбыта краденых машин.
Четверо жителей Барановичей недавно разработали и многократно с успехом опробовали на практике оригинальную технологию сбыта краденых машин. Новая воровская методика оказалась достаточно простой и лежала, что называется, на поверхности.

В то время как Интерпол, опираясь на помощь белорусских и российских правоохранительных органов, ищет украденные в Европе дорогие иномарки на просторах СНГ, вряд ли кому-то придет в голову ловить угнанные, к примеру, в Барановичах подержанные машины на правом берегу Западного Буга. Между тем покупать "железную лошадку" белорусы и россияне уже добрый десяток лет ездят главным образом именно в Польшу, в частности на знаменитый автомобильный рынок в Щецине. Вот и подумали злоумышленники: почему бы не попробовать торговать крадеными "легковушками" там, подальше от родной милиции?

Начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере автобизнеса УВД Брестского облисполкома Александр Жукович посвятил меня в детали организованного барановичскими угонщиками предприятия. В Щецин похищенные машины перегонялись с поддельными белорусскими документами и номерами, а на продажу выставлялись с иностранными - французскими, немецкими, бельгийскими. Изготовить те и другие при нынешней технической оснащенности для специалистов соответствующего профиля - не проблема, особенно в Польше.

Покупателями машин, добытых криминальным квартетом, стали несколько граждан Беларуси, один поляк, а также россияне - жители Смоленска, Москвы и Подмосковья. Разумеется, никто из них и не подозревал, что имеет дело с крадеными иномарками. Люди возвращались с покупкой домой, спокойно оформляли ее на таможне, а когда дело доходило до регистрации в органах внутренних дел, узнавали плохую новость - о том, что их, выражаясь современным языком, "кинули" - авто числится в угоне.

Впрочем, сколько веревочке ни виться... Отдел Александра Жуковича совместно с коллегами из Барановичского ГОВД вычислил группу угонщиков. Половина ее участников уже задержана, остальные объявлены в розыск. Хозяевам похищенных машин в данном случае повезло: пропажу удалось вернуть в целости и сохранности. А ведь, к сожалению, очень часто милиция находит краденые авто в разукомплектованном виде - по запчастям. Треть машин, ставших добычей преступников, к старым владельцам не возвращается вообще.

Хотя надо признать, что в городе над Бугом сейчас немало сделано для того, чтобы облегчить правоохранительным органам борьбу с угонщиками. Одним из факторов, определивших успех брестских автосыщиков (а область в прошлом году показала самый высокий процент раскрываемости такого рода преступлений в стране), стали так называемые системы видеомониторинга. Круглосуточное наблюдение за транспортом с их помощью осуществляется на трассе М1/Е30 в пункте взимания дорожных сборов возле деревни Федьковичи. На погранпереходе "Варшавский мост" установлена система "Поток", в автоматическом режиме считывающая номерные знаки всех автомобилей, пересекающих здесь белорусско-польскую границу.

Однако не секрет, что любую кражу легче предотвратить, чем потом ее расследовать. Машины тут не составляют исключения, поэтому специально для читателей "СБ" Александр Жукович рассказал о том, как сберечь транспортное средство от чужих посягательств

: - Сами бандиты утверждают, что лучшая гарантия сохранности автомобиля - это большая злая собака. Но даже она не всегда помогает. Почему? Недавно я в обычном брестском книжном магазине купил книгу, в аннотации которой было сказано, что цель издания - предупреждение краж автотранспорта. А дальше - 400 страниц рекомендаций, как его угонять. В книге приводятся схемы всех более или менее известных охранных устройств, причем на каждой отмечено, какой проводок следует перерезать, чтобы сигнализация не сработала.

Вся электроника, даже самая дорогостоящая, снимается или отключается очень просто. Однако на сегодняшний день, когда у нас по-прежнему много машин, не оборудованных ничем, любое охранное устройство - уже средство защиты.

- Ну а если ни собака, ни сигнализация не помогли? Если угонщикам повезло? Как вернуть угнанный автомобиль?

- Первое, что должен сделать человек, у которого угнали машину, - сообщить о пропаже по телефону 02. Сделать это следует как можно скорее. Если с момента угона прошло немного времени - 10 - 20 минут, - правоохранительные органы могут провести специальные мероприятия по задержанию машины и перехватить угонщиков прежде, чем они успеют спрятать добычу. Второе: необходимо как можно полнее описать милиции приметы автомобиля. Если преступники используют поддельные госномера и документы, наши сотрудники должны иметь возможность идентифицировать транспортное средство по каким-то другим признакам. Не лишними будут поставленные самим владельцем авто скрытые метки, о которых злоумышленники подозревать не могут.

Некоторые автовладельцы пытаются организовать поиски самостоятельно. Распространенный способ для тех, кто не имеет связей в преступном мире, - дать объявление в газету. Очень часто угонщики связываются с хозяином машины и назначают выкуп. Однако тут перед потерпевшим встает дилемма: обращаться после того как ему позвонили в "органы" или нет? Нет нужды лишний раз подчеркивать, что любая неосторожность в подобной ситуации чревата весьма опасными последствиями. А еще в последние годы неоднократно регистрировались случаи мошенничества в отношении авторов таких объявлений. Хозяевам предлагали срочно заплатить небольшую сумму - порядка 300 - 500 долларов - за машину или информацию о ней. Люди, желая поскорее вернуть автомобиль, не задумываясь, платили. В итоге теряли и деньги, и машину. Так что делайте выводы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter