Кому <копейка> дороже <Мерседеса>

Жигули, недавно отметившие 30-летие своего производства, для советского человека всегда были чем-то большим, чем автомобиль.
Жигули, недавно отметившие 30-летие своего производства, для советского человека всегда были чем-то большим, чем автомобиль. Это была мечта, символ преуспеяния семьи и страны в целом. Да и сегодня многие автолюбители старшего

и среднего возраста относятся к продукции АвтоВАЗа не только утилитарно.

В советские годы Жигули купить, в обычном понимании этого слова, было невозможно: автомобили распределяли, ими награждали, как медалью или даже орденом. В год набиралось по Беларуси 10 - 12 тысяч таких счастливчиков. Деньги им, и немалые по тем временам (примерно 7 - 9 тысяч рублей), платить, правда, все равно приходилось, поэтому Жигули в статистике выполняли роль товара. Например, в одну предновогоднюю ночь Минский спецавтоцентр ВАЗа продал 150 машин - республика спасала план товарооборота. Как выразился тогда один начальник, колбасы сразу столько не продашь. Даже если бы она тогда и была, добавим от себя.

Сегодня ВАЗов в Беларуси около 400 тысяч, это по-прежнему самый массовый автомобиль (другое дело, что не все машины из-за отсутствия у владельцев средств на ремонт эксплуатируются). И корни этого лидерства не только в прошлом. Ведь ВАЗ работает ныне как никогда интенсивно, выплевывая с трех своих главных конвейеров свыше 700 тысяч легковушек в год. Немало их попадает и в нашу страну. В 2000 году в Беларуси зарегистрировано почти 6 тысяч новых российских автомобилей, две трети из которых пришлись на продукцию ВАЗа. Среди новья, в том числе зарубежного, это безусловное лидерство. В основном покупали заднеприводную классику, ВАЗы 10-го семейства пользуются пока меньшим спросом.

Покупательский интерес к ВАЗу за последние 10 лет, прежде чем стабилизироваться, пережил несколько взлетов и падений. С началом рыночных отношений публика еще довольно долго по инерции прельщалась Жигулями и Спутниками. Сейчас трудно поверить, но некоторые фанатики отстегивали за нафаршированную в тюнинговом ателье десятку по 10 - 11 тысяч долларов. Волна хлынувшего из Европы и США автомобильного секонд-хэнда сбила этот ажиотаж. Но вскоре дороговизна ремонта и обслуживания иномарок вновь подогрела интерес к ВАЗам, а российский финансовый кризис 1998 года сделал их беспрецедентно дешевыми. Как отметил генеральный директор ОАО Минск-Лада Владислав Туркин, наш рынок подошел к ситуации, которая когда-то была во Франции: ВАЗы популярны, поскольку благодаря дешевизне их можно позволить себе в качестве первого нового автомобиля.

Примечательно, что Беларусь при благоприятном стечении обстоятельств могла бы сама производить Жигули. В начале 90-х годов, рассказал Владислав Туркин, АвтоВАЗ предполагал снять с производства шестерку и вполне реально было заполучить соответствующую технологическую оснастку. Благо многие комплектующие из Беларуси идут в Тольятти на главный конвейер. Однако тогдашние белорусские правители грезили более амбициозными проектами. Что из этого получилось - наглядно видно на примере СП Форд Юнион. Между тем сегодня шестерка собирается в российской Сызрани, и производство там в этом году удвоится. Заводы по сборке ВАЗов действуют в Украине и строятся в Латинской Америке.

Сегодня продукцией ВАЗа в Беларуси торгуют 5 - 6 крупных фирм. Однако не ищите среди их клиентов частников: практически все они отовариваются у перекупщиков на рынках либо сами отправляются за машиной в Россию. Причина в налоговой политике нашего государства. Несмотря на то, что мы с Россией в едином Таможенном союзе, новые российские автомобили облагаются у нас 10-процентным акцизом. О том, во что это выливается - при открытых-то границах! - красноречиво говорит статистика. В 1999 году (по прошлому году данных пока нет) с уплатой акциза в Беларуси продано всего около 1.000 автомобилей ВАЗ, причем абсолютное большинство из них приобретено бюджетными организациями. Это значит, что казна лишь переложила деньги из одного кармана в другой. Официально торгующие ВАЗами структуры не получили возможной прибыли (она досталась российским коллегам, фирмам, работающим по-черному, и перекупщикам), а значит, меньше заплатили налогов. Воистину чрезмерное фискальство до нищеты доведет.

Поклонников Жигулей смущают и противоречивые толки о ценовой политике АвтоВАЗа. Одни эксперты предсказывают рост цен чуть ли не до докризисных значений, другие - удешевление автомобилей на 3 - 5 процентов, поскольку, мол, подешевеет металл. Владислав Туркин придерживается более умеренной точки зрения: кардинального изменения цен не случится. Другое дело, что будут, вероятно, нивелированы некоторые перекосы вроде того, что отпускная цена на трехдверную восьмерку сейчас выше, чем на пятидверную девятку. Очевидно, сократится и разрыв в ценах между классикой и переднеприводными автомобилями. Когда же появятся и по какой цене новые Нивы, а тем паче Калина, - до сих пор не ясно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter