Кому это надо?

Щелчок Михаила Захарова
За последнее время в нашем чемпионате произошло несколько событий, которые вызвали большой резонанс. Начнем, пожалуй, с матча «Витебск» — «Гомель». Многие назвали эту встречу странной, выдвинули «Витебску» обвинения в сдаче игры. Мне это непонятно. Считаю, что все претензии абсолютно беспочвенны. Наш хоккей незапятнан. Никогда ничего подобного не было. Признаться, узнав о победе «Гомеля» над «Витебском», не слишком удивился. Во–первых, у гомельчан собраны, в принципе, довольно неплохие игроки. Во–вторых, клуб уже давно является одним из лидеров белорусского хоккея, в нем выстроена структура. Перед сезоном все думали, что именно «Гомель», а не «Динамо» будет бороться за 3–е место. Так что, по большому счету, в поражении «Витебска» ничего аномального не было. Витебчанам сдавать игру тоже было абсолютно нерезонно. «Витебску» очень нужны очки, чтобы занять четвертое место и получить преимущество своей площадки в плей–офф.

Такие «странные» результаты под занавес регулярного чемпионата встречаются даже в НХЛ. Когда появилась турнирная ясность, каждая команда ставит на окончание первенства свои цели: кто–то экономит силы перед плей–офф, кто–то наигрывает молодежь. Вот что сейчас, например, нужно «Керамину»? Ничего. Так почему бы команде не сыграть оставшиеся матчи вторым составом? А второй состав вполне может проиграть тому же «Витебску», «Неману» и «Гомелю». В чемпионате СССР и МХЛ тоже случались подобные инциденты. Точно так же поднимали шумиху, точно так же выдвигали беспочвенные обвинения и точно так же никогда и ничего не было доказано.

Четыре года назад мне как–то предложили «сыграть пополам»: сегодня мы отдаем игру, в следующий раз — нам. Я зашел в раздевалку и сказал игрокам прямо: мол, есть вариант, просят отдать. Для себя–то в той ситуации решил, что будем биться за победу, хотя матч для нас ничего не решал, и можно было бы выставить «молодежь». Но хотелось посмотреть на реакцию хоккеистов. Помню, тогда встал Илья Бякин и сказал, что сдача исключена! Мне очень понравился такой дух команды.

В Америке вообще договориться о результате просто нереально. Понял это в первом же сезоне. У моей команды был решающий матч за попадание в плей–офф — выходили только в случае победы. Многие наши ребята и соперники находились в приятельских отношениях, тренеры хорошо общались. Для оппонентов этот матч вообще ничего не решал. И все равно они играли в полную силу и победили.

Говоря о тотализаторе, я против того, чтобы мои игроки делали ставки. К добру это не приведет. Вспомните Уэйна Гретцки, который попался на участии в подпольном тотализаторе. Свою репутацию он очень сильно подмочил. Надо, кстати, выяснить у хоккеистов «Юности», кто увлекается этим порочным занятием. Раньше, если честно, как–то об этом не задумывался. Сам–то никогда в жизни не играл...

Второй неприятный случай произошел в матче «Химик–СКА» — «Гомель». Сергей Заделенов повздорил с линейным арбитром и даже применил силу. Думаю, в таких «вольностях» есть вина федерации — надо строже наказывать игроков за серьезные нарушения, не церемониться с ними, а то могут и на шею сесть. Даже если главный судья что–то не заметил, надо просматривать видеоповторы и все равно наказывать виновных. Тем не менее в случае с Заделеновым я был сторонником, чтобы ему оставили минимальное наказание — дисквалификация на 5 игр. Сергея знаю только с хорошей стороны. Он порядочный человек. Никогда за ним не наблюдалось подобного. Скорее всего, очень влияет напряженная ситуация в клубе, который может не попасть в плей–офф.

В какой–то степени понимаю Заделенова, поскольку недавно «Юность» оказалась в ситуации, когда в матче с «Металлургом» ее откровенно «плавил» арбитр Сергей Бервенский. Тогда мои хоккеисты тоже позволили себе агрессивные действия в адрес главного судьи. Когда в федерации просмотрели повтор той встречи, никто даже не спорил, что судил Бервенский, что называется, в одну сторону. Тренер «Металлурга» Евгений Лебедев и руководство жлобинского клуба и сами были очень удивлены таким арбитражем. Сейчас Бервенского вновь допустили к обслуживанию матчей. Не буду комментировать это решение федерации, которая предоставила Сергею Владимировичу еще один шанс...

Ну и третий небольшой скандальчик развернулся вокруг приезда в «Юность» на плей–офф Алексея Угарова. Не буду ничего конкретно говорить по этому поводу — и так сказано уже немало. Хочется обрисовать ситуацию в целом. Главное — не за какой клуб в Беларуси будут выступать легионеры, важно, чтобы они просто играли. На них приходят посмотреть болельщики, они могут поддерживать оптимальную форму перед мировыми первенствами и быть примером для молодых, как Дмитрий Мелешко на Кубке Полесья. Помню, мы как–то сидели вчетвером — я, Владимир Владимирович Наумов, Андрей Скабелка и Владимир Цыплаков (они с Андреем в ту пору были действующими игроками) — по окончании плей–офф в 2004–м. Владимир Владимирович тогда спросил у ребят, полезна ли практика привлечения освободившихся легионеров в плей–офф белорусского чемпионата. Цыплаков и Скабелка в один голос ответили: «Если бы мы не сыграли здесь, оптимальную форму набрать бы не удалось...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter