Что обсуждалось на итоговой коллегии Минсельхозпрода

Кому еще нужен буксир

Вакантны 143 должности руководителей. Не хватает 4,6 тысячи специалистов. Работает 51,1 тысячи. Такой расклад кадров привел министр на итоговой коллегии Минсельхозпрода. Если следовать статистике, то чего проще: напрячься, заполнить вакансии — и дела в сельском хозяйстве сразу кратно улучшатся. Увы, обстоятельный анализ, сделанный на коллегии, показал: даже в полусотне тысяч работающих значителен процент дилетантов, временщиков и просто случайных людей. На конкретных примерах министр Анатолий Хотько и заместитель Премьер-министра Владимир Дворник доказывали эту не всегда очевидную аксиому. Подчеркну: коллегия подводила итоги работы за 2019 год и давала оценку кадрам в стенах БГАТУ, которым, надо полагать, было неловко за все шесть аграрных университетов страны.

Дискуссия непосвященному могла показаться скучной: цифры, цифры. Где люди? Но в том-то и дело, что за каждым слайдом, демонстрируемым перед управленцами всех областей, они, люди, и стояли. Ответственные руководители, специалисты и только делающие вид…

Очень часто звучал риторический вопрос: почему при равных условиях получаются не просто разные, а иногда полярные результаты? Да все потому!

Скажем, в растениеводстве. У 344 хозяйств урожайность меньше 20 центнеров с гектара. Во многих из них принято валить на погоду: засушило, залило. Но в это же время соседние хозяйства демонстрировали стабильность в намолотах и даже собирали на круг больше, чем в предыдущем году. Это что, фактор везения? Так на земле он почти не принимается в расчет. То есть балльность почвы, климат одинаковы, а земля родит щедрее, причем порой у передовиков цифра плодородия даже пониже бывает…

Или зарплата. Самая высокая средняя зарплата была в Минской и Брестской областях: 842 и 819 рублей соответственно, но ведь где-то она еле дотягивала до 400. Что там — пустыня Сахара или вечные болота?.. Да, деньги, на зарплату в том числе, надо заработать, стало быть, производство, а не бюджетные вливания должны давать надлежащую выручку. А с чего ей, этой выручке, быть, если в отстающих хозяйствах сеют по старинке, то, что привыкли, плотность скота невелика, да и тот до 30 процентов «куда-то» выбывает, связь с учеными потеряна… Вот он — человеческий фактор!

Заместитель Премьер-министра Владимир Дворник неоднократно взывал к тем руководителям районов, где у хозяйств по 20 центнеров урожай, по 400 рублей зарплата и падеж скота непростительно высок. Пока не началась посевная, надо просчитать еще раз с агрономами экономику каждого гектара, ведь у колосовых культур, рапса и кукурузы сейчас она практически одинаковая. Сколько можно получить с поля денег — главный вопрос в растениеводстве! Если на ваших землях хорошо родит одна культура — выращивайте и зарабатывайте на ней. А недостающие ингредиенты купите за вырученные деньги у других. Логическая цепочка, по которой определяется выбор: влага — плодородие — плотность скота — культура для высева.

Это что, непосильная задача для дипломированных кадров? Или в аграрных университетах учат другим подходам?

Не знаю, не знаю… Похоже, университеты здесь ни при чем. Хватки хозяйской и желания доказать, что ты чего-то стоишь, не хватает у таких руководителей. Характерный пример с коллегии.

Вышел за трибуну главный специалист отдела экономики управления сельского хозяйства и продовольствия Мозырского райисполкома Александр Павлюк. Все четко, по-деловому — анализ резервов, владение ситуацией. Балл почвы здесь невысокий, но результаты растут, средняя зарплата — 1140 рублей. Заместитель Премьер-министра не удержался от комментария: «Вот видите, намолотили почти 55 тысяч зерна с рапсом, плотность скота высокая — 75 голов на 100 гектаров. В этом наш потенциал — наибольшая отдача от гектара!»

Пригласили на трибуну и его коллегу (не буду пока называть район). Отстающий по всем позициям район, коров там, как в одном хозяйстве, а балльность при этом высокая — 31. «В чем дело?» — спрашивает министр. Ни слова в ответ, полная растерянность, беспомощность и… ноль амбиций. Да, там, судя по всему, без буксира извне не обойтись…

Минсельхозпрод — один из таких буксиров. Очень действенно рабочие группы из министерства вместе с учеными отрабатывают, как они говорят, отдельные отстающие хозяйства. То есть специалисты там днюют и ночуют, если надо, то и месяц, два, но по крупицам восстанавливают запущенные технологии в растениеводстве, молочном животноводстве. Оживают на глазах производство, сами люди: можно, оказывается. Конечно, все дело в грамотном и системном менеджменте.

Взялись и за проблему падежа скота. Как известно, Президент дал конкретное поручение на этот счет. Опять же не открою тайну: в передовых хозяйствах с этим все в пределах нормы. А вот у остальных… Такого раньше не было, чтобы не только телята, но и стельные коровы увеличивали статистику падежа. Снова наступаем на грабли бесхозяйственности, безразличия кадров: ветеринаров, зоотехников. Как сказал на коллегии Владимир Дворник, здесь ничего не надо выдумывать, все лежит в плоскости, к сожалению, хорошо забытого старого. Если кто — в хозяйстве, районе — все же не вспомнит азбуку выхаживания молодняка, пусть лучше не попадается к заместителю Премьер-министра в список штрафников.

Что же делать? Учиться, учиться и еще раз учиться. Умному расчету, научному сопровождению, эффективной экономике. Если по-простому, по-крестьянски, это значит, как сказал Президент, идти от земли. И всему, что на этой земле-кормилице производится, оказывать профессио­нальное почтение и ежедневное усердие. Иного не дано.

Собственно, такой подход и продемонстрировала итоговая коллегия Минсельхозпрода. В штабе отрасли уверенно и четко определились с тактикой и стратегией на нынешний очень важный год.

mikhovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter