В интернете предлагают быстрые заработки от имени крупных компаний: разобрались, в чем суть мошенничества

Кому бесплатного сыра?!

В Беларуси появилась новая схема обмана доверчивых граждан. Мошенники, прикрываясь именами крупных предприятий и банков, предлагают баснословные заработки. Например, в одной из социальных сетей назойливо крутится реклама сумасшедшей доходности от «Беларуськалия», инвестиционная платформа которого якобы запущена под эгидой Правительства: «Больше 5600 рублей в месяц», обещают интернет-зазывалы. Для пущей убедительности в рекламных роликах используют логотипы государственных медиа, есть отсылки к госорганам. Кто же предлагает «быстрый заработок» и как не попасть на их удочку – выяснял корреспондент «Р».

КОЛЛАЖ Марины Бондарь

Повезло Сергею

«Начните сегодня — зарабатывайте уже завтра». Прямо как в лучших традициях бизнес-коучей в популярной соцсети всплыла нативная реклама с этим слоганом. Приглядевшись, сверху замечаем логотип Белорусского телеграфного агентства, снизу — инфоповод: «Беларуськалий» совместно с Правительством запустили…» Поводов не доверять госоргану и госмедиа нет. Это логично, что, раз последнее размещает такое предложение, должно быть все чисто. Причем предлагают вложиться в крупнейшее предприятие страны «Беларуськалий», которое, как утверждает рекламный баннер, «бонусом первым 70 зарегистрированным дарит десять акций». Надо немного. Вложив 200 рублей, доход составит 700, вложив 800, можно получить 3 тысячи. Предложение, конечно, заманчивое. Кто же откажется от такого пассивного дохода? На это и рассчитывают мошенники, которые активизировались в интернете. «Сейчас Сергей зарабатывает от 4 тысяч рублей в неделю» — убеждают авторы «рекламы». И уже применяют логотип государственного телеканала. Якобы журналисты сняли репортаж про счастливчика. Естественно, ни Правительство, ни информагентство, ни телеканал, ожидаемо, к этому никакого отношения не имеют. Как и «Беларуськалий».

— Официально заявляем, что не проводим и не планируем организацию каких-либо акций, финансовых мероприятий и «программ инвестирования» с использованием социальных сетей. Аккаунты, размещающие подобную информацию, какого-либо отношения к нашему предприятию не имеют, — сообщили нам на «Беларуськалии». И призвали быть бдительными, а также не вестись на уловки мошенников.

Еще один «Сергей» может обогатиться, став «инвестором» одного из крупнейших банков страны. В социальных сетях стала появляться реклама, в которой также гарантируют быстрый доход при вложении средств в их развитие. В финансовом учреждении предупреждают, что это мошенники, и напоминают о мерах предосторожности: не следует переходить по сомнительным ссылкам и оставлять свои контактные данные.

Похожие «инвестплатформы» уже создавались от имени «Белоруснефти», «Нафтана» и Беларусбанка.

Под надежной ширмой

К слову, это не единичные случаи, когда мошенники прикрываются именами госпредприятий и финучреждений. Недавно «Белтелеком» столкнулся с тем, что злоумышленники от их имени отсылали абонентам сообщения с предложениями участвовать в розыгрыше дорогих телефонов. Один из мобильных операторов страны также предупредил своих клиентов об активизации мошенников, которые пользовались их именем для якобы проведения розыгрышей призов. Были случаи, когда преступники представлялись сотрудниками Нацбанка и даже высылали жертвам фото документов, которые, как оказалось, фальшивые. Все делается с целью выманить сведения о платежной карте и похитить с нее деньги. Вывод один: мошенники понимают, что у белорусов высокий уровень доверия к государственным органам и предприятиям. Этим, к слову, и пользуются, отмечает заместитель начальника главного управления по противодействию киберпреступности МВД Александр Рингевич:
— С начала года зарегистрировано 7596 случаев хищений денежных средств. Столько человек стали жертвами киберпреступников. Что касается мошенничества, связанного с использованием поддельных банковских ресурсов и различных «инвестплатформ», то таких фактов на сегодняшний день зарегистрировано 4525. Подавляющее большинство мошеннических действий связано с тем, что гражданам звонят и представляются сотрудниками банковских учреждений и правоохранительных органов. И зачастую рассказывается история, что с банковской картой совершены какие-то противоправные и подозрительные операции. Когда человек говорит, что ничего не делал, ему предлагается пройти определенную процедуру якобы для защиты данных. И таким образом пытаются выманить реквизиты банковской карты.
Как правило, обработкой жертв и таким видом мошенничества занимаются зло­умышленники из-за рубежа. Чаще всего кол-центры находятся в Украине.

Александр Рингевич.
— Преступники хорошо понимают вопросы территориальности и особенности взаимодействия между государствами, — продолжает Александр Рингевич. — В таких центрах роли между мошенниками четко распределены. Новички занимаются так называемыми холодными звонками. И если жертва клюнула на удочку, ее сразу переключают на старшего специалиста. Для усыпления бдительности в мессенджерах присылаются фото поддельных служебных удостоверений. В этой схеме злоумышленники не выманивают реквизиты карт. Они склоняют человека к участию в «спецоперации». И жертвам этой схемы приходится тяжелее всего. Ведь когда выуживаются данные карты, человек теряет только средства, которые есть на ней. Максимум злоумышленники могут оформить на жертву онлайн-кредит. А при «спецоперации» человека направляют в банк под предлогом того, что сведения о его карточке были скомпрометированы. И называют в качестве виновных сотрудников финансовых учреждений. Просят помочь поймать преступника.

Упор, к слову, делается на патриотические чувства граждан и желание помочь госорганам. Окончательно усыпляют бдительность рассказом про банковских мошенников. И человек начинает автоматически доверять. Для того чтобы поймать злоумышленников, жертве предлагается взять кредит и перечислить его на определенный счет, который якобы подконтролен правоохранительным органам.

— А предлог для того, чтобы отследить, где происходит утечка. Иногда присылают некие расписки, что, мол, гарантируем возврат средств и все такое, нельзя никому распространять информацию про «спецоперацию». И, к сожалению, граждане ведутся на эти уловки. Бывали случаи, когда люди набирали несколько кредитов, перечисляли эти средства злоумышленникам и надеялись, что таким образом помогают милиции. Прозрение наступало, когда начинали звонить из банков и спрашивать причину, по которой не происходят платежи по кредитам. Такие схемы называются вишингом.

Лучшее решение — положить трубку

В связи с участившимися в последнее время утечками персональных данных клиентов ряда компаний специалисты напоминают о необходимости быть бдительными при звонках незнакомых вам лиц, особенно в мессенджерах. Заместитель начальника управления образовательных услуг и связей с общественностью Национального центра защиты персональных данных Ольга Шибко акцентирует, что госорганизации и банки не применяют такой способ для связи с гражданами:

— При поступлении в мессенджер звонков от лиц, которые представляются работниками правоохранительных и иных государственных органов, а также «служб безопасности» банков, лучшим решением будет положить трубку и не продолжать разговор вовсе вне зависимости от просьб звонящего. Если вам сообщают о противоправных действиях в отношении вас (например, странных переводах денег с вашего счета) и необходимости предпринимать определенные шаги «быстро», следует немедленно сбросить звонок и самостоятельно связаться с кол-центром банка либо правоохранительными органами. Не следует доверять абоненту на том конце провода даже в том случае, если он высылает вам свое «служебное удостоверение» и знает ваши паспортные данные, место жительства и работы, иную личную информацию.

Тонкий расчет

Как правило, мошенники действуют через эмоции, когда человек не имеет возможности хорошо проанализировать возможные последствия своих решений. Например, человеку звонят и говорят, что с его родственником приключилась беда, а чтобы ему помочь, нужны деньги. Либо говорят, что он выиграл какую-то вещь, поэтому ему нужно всего лишь оплатить ее доставку. Еще один вариант — используются имена известных компаний, крупных госпредприятий, чтобы сформировать доверие у человека. Как правило, человеку не дают возможности подумать: деньги на помощь родственнику нужны прямо сейчас, акции компании можно приобрести только сегодня и так далее.

— Находясь под воздействием эмоций, человек склонен принимать непродуманные решения, это связано с особенностями функционирования центральной нервной системы, — подчеркивает член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, психолог-консультант Антон Швец. — Впоследствии, когда эмоции отступают, человек сожалеет о своих действиях и не может понять, как же так получилось.

А вот что делать, чтобы так «не получилось», психологи дают ряд простых советов. В первую очередь надо обращать внимание на то, с какого аккаунта идет реклама, какой страны телефонный номер. Часто мошенники используют похожие на оригинальные названия аккаунтов и сайтов, звонят с иностранных номеров. Во-вторых, решения следует принимать взвешенно, не торопясь.

— Берите паузу на обдумывание. Не стесняйтесь говорить о том, что вам нужно подумать. В некоторых случаях это выявит мошенников, так как они стремятся склонить вас к быстрому решению, пока вы еще не успели как следует обработать информацию, — продолжает Антон Швец. — Не стесняйтесь посоветоваться с родственниками, особенно если вы пожилой человек. Если вам рассказывают какую-то сказку, то помните о том, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Иногда взгляд со стороны очень помогает. Также проверяйте сведения о компании, акциях и предложениях. Если у организации нет своего официального сайта либо на официальном сайте организации, которой прикрываются мошенники, нет никаких данных об акциях, розыгрышах и так далее, это серьезный повод задуматься.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter