«Компьютерное» мышление влияет на грамотность

Тестирование показало, что рост технической оснащенности школ приводит к понижению языковой культуры

Характер   многих   допускаемых   абитуриентами   ошибок   повторяется   из   года   в   год

Еще достаточно далеко до начала вступительной  кампании-2009, но думать об этом стоит уже сейчас. Если точнее, готовиться к ней нужно было все 11 лет учебы, ведь за 4 месяца (приблизительно столько осталось до начала судьбоносных экзаменов) ни один репетитор не поможет наверстать упущенное. А вот проверить свои знания, подкорректировать пробелы в них время еще есть.

Кстати, первый помощник в этом — репетиционное тестирование, которое проводится по образу и подобию грядущего ЦТ. Условия – приближенные к «боевым», задания аналогичные. «Репетиционные испытания, — рассказал директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов,проходят по тем материалам, которые изучались и 11-м, и 11-штрих классами. Нет и во время ЦТ не будет таких вопросов, которые одна из параллелей не изучала».

А еще это прекрасная возможность потренироваться в таких, на первый взгляд, мелочах, как заполнение бланков ответов. Конечно, в будущем отсутствие таких навыков на оценке тестовой работы не скажется, но может обернуться некоторыми неудобствами и для абитуриента, и для РИКЗ и привести к необходимости замены сертификата.

Но не стоит забывать: число набранных баллов на репетиционном тестировании совсем не обязательно будет равняться результату ЦТ. Ведь здесь при желании можно заглянуть в книгу – препятствий нет. Только это не что иное, как самообман, который потом «выплывет» во время главных испытаний. Может способствовать некоторому повышению балла и более спокойная обстановка, отсутствие нервного напряжения, как во время вступительных экзаменов. Это тоже надо понимать.

Но многие родители давно позабыли, как волновались во время экзаменов сами. А потому зачастую никаким доводам не внемлют. Так, может, дать возможность им самим поучаствовать в тестировании, пускай и репетиционном? Николай Феськов относится к такому предложению скептически: ведь не все родители окончили школу на отлично, многое по истечении времени успели забыть. И это нормально. Да и, скажем, учитель-химик не обязательно получит на экзамене высший балл. Ведь он, возможно, в последние годы преподавал в старших классах, а вопрос касается младших. А потому Николай Степанович искренне убежден, что процедура тестирования (хотя в некоторых областях это и практикуется) не может использоваться как тест на профпригодность учителя.

Хотя, конечно, тестирование, а точнее, результаты, которые получают выпускники тех или иных школ, являются своеобразной оценкой работы педагога. И мотивируют его на совершенствование учебного процесса. Такая информация сконцентрирована в РИКЗ, который параллельно с основной работой издает сборники по результатам тестирования в разрезе каждой школы, района и области. Кроме того, институт занимается аналитикой. «Мы готовим сборники аналитической информации для Министерства образования по каждому предмету, а также каждый год издаем сборники типичных ошибок выпускников прошлых лет для массового читателя. Материал полезен как для учителя, так и для будущих абитуриентов. Он, конечно, не может заменить учебник, но содержит подсказки, на которые следует обратить внимание», — отмечает Н. Феськов.

Кстати, анализ показал: характер многих допускаемых ошибок не меняется из года в год. «Для чистоты эксперимента мы даем одно и то же задание, несколько видоизменяя его оформление. И результат тот же, — комментирует директор. — Это наводит на мысль, что раздел, скажем, по правописанию н/нн в русском языке требует доработки. По статистике, с упомянутым заданием в 2005—2006 годах не справились по 24,7 % абитуриентов, в 2007 году цифра снизилась немногим более чем на 1 процент, но уже в прошлом году составила 24,8 %. Аналогичная ситуация с правописанием о, э, а и  е, ё, я в белорусском языке».

Выявило тестирование и еще одну проблему: неблагоприятную связь роста технической оснащенности школ и понижающейся языковой культуры. Дело в том, что современный школьник, зачастую предпочитая электронные носители бумажным, много времени проводит за компьютером, в Интернете. Наряду с полезной информацией он усваивает там «особые» нормы правописания, свойственные блогам. И впоследствии непроизвольно использует полученную там информацию и ошибки правописания. Пример тому – результаты, которые показали выпускники прошлого года по физике. Оказалось, что сильные ребята не справились с элементарными задачами. «Конечно, — говорит Николай Феськов, — это объясняется и тем, что зачастую хорошо подготовленные абитуриенты ищут подвохи там, где их нет. Но есть и другой момент: ошибки были допущены в заданиях, в которых значительная часть формулировок – текстовая. К сожалению, абитуриент с «компьютерным» мышлением не всегда способен понять их содержание. При том, что задания сформулированы доступно».

Анализ итогов минувших вступительных испытаний также показал, что результаты, полученные выпускниками ряда учреждений, ежегодно улучшаются. В числе лидеров – лицеи № 3 Могилевщины, БГУ, № 1 Минска, № 1 Бреста и другие. Самый высокий рейтинг по математике, физике, химии за все годы проведения ЦТ – у минчан. Стабильно высокие показатели у выпускников Гродненщины. А еще статистика последних лет свидетельствует о возросшем уровне подготовки сельского школьника. Более того, по испанскому, немецкому, белорусскому языкам и географии средний балл у сельчан выше (!), чем у горожан.

В чем секрет? Возможно, в почти индивидуальном преподавании – ведь, как известно, на селе классы не особенно многочисленны, а возможно, и в работоспособности сельских самородков. Ведь, если разобраться, изучение школьной программы дает все необходимые для поступления знания. Главное — учиться, а не уповать на репетиторов.

Кстати, обращаясь к последним, надо помнить, что ряд организаций, позиционирующих себя помощниками в подготовке к ЦТ, таковыми не являются. «Это не что иное, как чисто коммерческие проекты, которые еще и далеки от системы образования — прокомментировал Н. Феськов. — Они очень часто, когда готовят свои пособия, делают ссылки на РИКЗ. Но мы к ним не имеем никакого отношения. Так что это не что иное, как зарабатывание денег на неосведомленности граждан. Более того, одно из таких предприимчивых физлиц открыло сайт, используя имя РИКЗ. Правда, при помощи МВД недавно он был закрыт».

Неоднократно говорилось о том, что в вузы должны поступать самые достойные. Уже сейчас, поскольку число поступающих превысит планку в 200 тысяч, прогнозируется, что проходной балл на ряд специальностей вырастет. Ведь количество мест на все формы обучения в сравнении с прошлым годом изменилось незначительно. Но можно ли винить в этом систему аттестации? «Меня удивляет, когда это связывают с уровнем заданий на ЦТ, — подчеркивает Николай Феськов. — Я неоднократно обращал внимание, что любой сложности задание не решит проблему количества мест в вузе. Больше, чем обозначено контрольными цифрами приема, туда не поступит. А что касается уровня сложности заданий, следует заметить, что они соответствуют среднестатистическому уровню подготовки абитуриентов».

Комментируя причину большого разрыва по баллам между лучшими и худшими результатами ЦТ, собеседник пояснил: разные категории поступающих показывают и разные знания. Например, новоиспеченные выпускники демонстрируют, как правило, лучшую подготовку, нежели вышедшие из стен школы год или несколько лет назад. Несколько ниже результаты у выпускников колледжей и т.д. Еще Н. Феськов напомнил, что школьная оценка не может быть равна оценке ЦТ. Поскольку задачи при оценивании знаний у школы и РИКЗ разные. «Наша задача не просто оценить уровень знаний абитуриентов, — пояснил он, — а всех их выстроить в рейтинговую таблицу».

И еще. Никаких новшеств в эту вступительную кампанию не ожидается. Не должны измениться ни продолжительность, ни количество тестовых заданий. Это уже произошло в прошлом году с экзаменами по математике и физике. А главное, невзирая на больший объем работы, все участники тестирования получат сертификаты в срок: в РИКЗ заверили, что проверка тестовых работ останется по-прежнему одной из самых оперативных в Европе.

Регистрация участников также не претерпит изменений. Но напомню, что, благодаря усовершенствованной электронной базе, «двойники» будут выявлены. Так что мечтать о «запасном» сертификате пока не приходится. Единственное изменение коснется сроков проведения вступительных экзаменов – они начнутся 15 июня. Вместе с тем их продолжительность не изменится. 

На снимке: во время собеседования в БГЭУ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter