Компромисс возможен всегда. О чем будут говорить премьеры Беларуси и России в Бресте.

Во всем мире сегодня идет осмысление уроков, которые преподал мировой экономике глобальный финансово-экономический кризис. В большей или меньшей степени он затронул практически все страны. Естественно, последствия кризиса коснулись белорусско-российских торгово-экономических отношений, что отчетливо продемонстрировало снижение взаимного товарооборота почти на 40 процентов. Есть еще нерешенные вопросы по расширению сотрудничества в топливно-энергетической сфере, не до конца определены правила игры в рамках создаваемого Таможенного союза. Можно предположить, что эти концептуальные темы будут главными в повестке дня встречи премьер-министров Сергея Сидорского и Владимира Путина, которая запланирована на 16 марта и пройдет в Бресте.

Во всем мире сегодня идет осмысление уроков, которые преподал мировой экономике глобальный финансово-экономический кризис. В большей или меньшей степени он затронул практически все страны. Естественно, последствия кризиса коснулись белорусско-российских торгово-экономических отношений, что отчетливо продемонстрировало снижение взаимного товарооборота почти на 40 процентов. Есть еще нерешенные вопросы по расширению сотрудничества в топливно-энергетической сфере, не до конца определены правила игры в рамках создаваемого Таможенного союза. Можно предположить, что эти концептуальные темы будут главными в повестке дня встречи премьер-министров Сергея Сидорского и Владимира Путина, которая запланирована на 16 марта и пройдет в Бресте.

Если по итогам прошлого года белорусская экономика продемонстрировала свою устойчивость к влиянию неблагополучных внешних факторов и сумела удержаться на уровне докризисного 2008 года, то динамика белорусско-российских связей заставляет о многом задуматься. Ведь российский рынок по-прежнему остается одним из главных для Беларуси. По словам декана экономического факультета БГУ Михаила Ковалева, с 2000 по 2008 год он вырос примерно в шесть раз. Скажем, в 2000 году Россия закупила за рубежом товаров примерно на 50 миллиардов долларов, а в 2008 году – почти на 300 миллиардов. При этом количество экспортируемых белорусских товаров возросло в три раза. Когда начался кризис, доля белорусских производителей на российском рынке упала с восьми до двух процентов, в том числе из-за жестких мер, которые предприняла Россия по защите своих производителей.
Актуальность этой темы возросла в связи с тем, что в 2009 году Беларусь, Россия и Казахстан достаточно быстро решили задачу создания Таможенного союза, над которой бились больше десяти лет. Однако с самого начала новый альянс увяз в долгих дискуссиях и спорах.  Складывается впечатление, что чиновники оказались просто не готовы к новым условиям и правилам игры. Яркий тому пример – российско-белорусская нефтяная эпопея. После напряженных переговоров Минск и Москва смогли все-таки найти компромиссный вариант. Но вопрос о распределении таможенных платежей в отношении нефти и нефтепродуктов до сих пор остается открытым.
В какой-то степени трудности, возникающие в вопросах взаимной торговли, объясняются изначальным различием приоритетных целей участников Таможенного союза. Для России этот союз – больше политический проект, работающий на усиление ее позиций как интеграционного ядра на постсоветском пространстве. Беларусь же и Казахстан рассчитывают прежде всего получить максимальные экономические выгоды. Впрочем, на посткризисном этапе и для российской стороны экономика также выходит на первый план. Не случайно Владимир Путин недавно заявил о том, что Россия должна аккуратно адаптировать внутреннее законодательство в соответствии с требованиями Таможенного союза и единого экономического пространства. Говоря о необходимости более тесной координации участников союза, российский премьер подчеркнул: “Требуется серьезный подход к выстраиванию наших отношений с партнерами, наши государственные органы должны уметь согласовывать свои позиции и вовремя принимать необходимые решения”.
Не исключено, что поводом для такого заявления как раз и стала ситуация, сложившаяся в сфере энергетики и поставок энергоресурсов. Протокол к соглашению 2007 года предусматривает, что для внутреннего потребления Беларусь получит в этом году беспошлинно 6,3 миллиона российской нефти. Остальная нефть будет поступать в страну с уплатой таможенных платежей в полном объеме. Но учитывая, что с 1 июля 2010 года начнет функционировать единая таможенная территория, а к 2012 году мы должны выйти на единое экономическое пространство, логично предполагать, что соглашение это временное. “Все товары в Таможенном союзе  должны передвигаться свободно, без барьеров и ограничений, и таможенная граница должна быть по периметру трех государств, – убежден Михаил Ковалев. – Бессмысленно создавать единое казначейство, а потом делить собранные тремя государствами пошлины”.
В общем, уже сейчас необходимо прорабатывать новые варианты сотрудничества в топливно-энергетической сфере. В том числе это касается участия российских нефтяных компаний на белорусском рынке. Например, “Роснефть” и “Газпромнефть”, по словам белорусского премьера Сергея Сидорского, могли бы зарегистрировать свою дочернюю компанию в Беларуси в соответствии с национальным законодательством и вести прозрачную переработку нефти, которая поступает из России со 100-процентной пошлиной с последующей поставкой нефтепродуктов обратно в Россию. Белорусская сторона также представила российским коллегам свои предложения по приватизации нефтеперерабатывающего комплекса “Нафтан-Полимир”. Вряд ли на предстоящих переговорах премьеры оставят без внимания этот принципиальный вопрос.
По мнению российского посла в Беларуси Александра Сурикова, белорусским предприятиям необходимо проявить большую активность и взять инициативу в этом вопросе в свои руки. “Хотелось бы, чтобы белорусские нефтеперерабатывающие компании изложили свои позиции, вышли с конкретными предложениями и мы могли бы сесть за стол переговоров”, – отметил дипломат.
Что касается условий поставок природного газа, то здесь тоже пока нет окончательной ясности. Минск рассчитывает договориться с “Газпромом” о сохранении в 2010 году прошлогодних цен. Взамен российскому монополисту предложен ряд привлекательных инвестиционных проектов, в том числе участие в строительстве нового парогазового блока на Березовской ГРЭС мощностью 400–500 МВт и нового химкомбината на базе ОАО “Гродно Азот”.
Аналитики полагают, что новые предложения Минска могут заинтересовать монополию. Максим Шеин из “Брокеркредитсервиса” отмечает, что инвестиции в энергетику, в том числе за пределами России, “Газпром” называет своим профильным бизнесом. Проект на Березовской ГРЭС может быть выгодным настолько, чтобы компенсировать некоторую потерю доходов от продажи газа. По мнению экспертов, электроэнергию новой станции можно будет поставлять в Прибалтику, где потребности в импорте энергоресурсов резко возросли после закрытия  Игналинской АЭС.
Кстати, атомная энергетика является еще одной сферой взаимных интересов Беларуси и России. Долгожданное соглашение о строительстве первой белорусской АЭС может появиться уже в этом месяце. Сейчас проект документа проходит завершающие внутригосударственные процедуры в России. В соответствии с международной конвенцией Беларусь направила отчет по оценке воздействия АЭС на окружающую среду в заинтересованные страны – Литву, Латвию, Украину, Польшу, Австрию.
Важнейшим приоритетом сегодня для Беларуси является привлечение инвестиций. В текущем году страна рассчитывает достичь роста ВВП на уровне 11–13 процентов. По мнению директора Института экономики НАН Беларуси Петра Никитенко, это не фантастика. Но для выполнения этих планов необходимо более активно выходить на инновационный путь развития экономики. Важно не только заниматься модернизацией производства, но и развивать наукоемкие технологии и отрасли. Сбалансировать экономику страны весьма затруднительно без привлечения иностранного капитала, а ряд перспективных проектов, например строительство биогазовых установок или производство скоростных пассажирских поездов, вообще не представляется возможным без участия зарубежного инвестора.  Китай уже заявил о готовности инвестировать в белорусскую экономику 10 миллиардов долларов. Немецкие и австрийские компании направили в Беларусь свои предложения по участию в проектах по выпуску биогазовых установок. В планах правительства – развитие автомагистралей Гомель–Минск, Минск–Гродно и других. Так что российский капитал здесь вполне может найти свою нишу.
***
В целом на заседании Совета Министров Союзного государства в Бресте планируется обсудить 26 вопросов. Среди них проект программы сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, формирование единой транспортной системы, порядок разработки и принятия союзных программ, обустройство внешних границ Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и конечно же основные направления торгово-экономического сотрудничества. На них Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин обратил особое внимание. “Все понимают, что молочные, финансовые и кредитные войны ничем хорошим не заканчиваются. Если не будет корпоративного подхода, все закончится так же, как в Греции”, — сказал он.
Еще одна проблема, требующая обсуждения на уровне премьеров, касается управления союзной собственностью. “Мы создали такой собственности в Союзном государстве на сотни миллиардов долларов, но пользуются ей те, кто все “прихватизирует”, — подчеркнул Павел Бородин. — Мы хотим этот вопрос остро поднять на предстоящем заседании”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter