Комплексы в разрезе

Еще раз о форме и содержании
Еще раз о форме и содержании

«Мне всего 15 лет, а я уже разочаровалась в жизни. Моя лучшая подруга очень красива, общительна. Я — ее полная противоположность. Так же, как ее внешность притягивает, моя — отталкивает. В школе (мы учимся в одном классе) с ней общаются все, меня же попросту не замечают. Все говорят, что внешность — не главное. Но это лишь слова, на деле–то все не так. Я испытываю настоящий комплекс неполноценности. Найдется ли человек, который оценит, полюбит меня такой, какая я есть? Каждый новый день, каждая новая встреча не оставляют мне на это никакой надежды...

Алена, Чаусы».

Только не нужно махать рукой и с равнодушным видом переворачивать страницу. Мол, проблема — неудовлетворенность подростка своей внешностью — стара, как мир. Да и не проблема это вовсе — издержки переходного возраста. Признайтесь, половина (если не больше) взрослых именно так и думает: как оформить кредит на покупку холодильника, что приготовить на ужин (снова котлеты или, может, голубцы?), кому завтра пойти на родительское собрание, если у матери — запись на маникюр, у отца — фуршет по случаю юбилея начальника, вот это действительно проблемы. А то, что волнует подростка, мешает ему жить — надуманно, искусственно и вообще скоро пройдет... Взрослые с подозрительной легкостью забывают, какие проблемы преследовали их самих в пору юности: как невыносимо было носить «эти премиленькие красные сапожки», купленные родителями (но высмеянные одноклассниками за радикальный цвет); как анорексия казалась не такой уж страшной по сравнению с тем, что ровесники могут назвать тебя пышкой... Между тем эти страхи, пережитые родителями, а теперь переживаемые их детьми, могут аукнуться серьезными психологическими и психическими нарушениями. Известно, например, что больше половины самоубийств совершают молодые люди до 30 лет. Потому что реальность оказывается сложнее их представлений. Потому что собственная жизнь в глазах подростков ничего не стоит и никому не нужна (в том числе и из–за «ненастоящих», по мнению взрослых, проблем и комплексов).

Безусловно, сегодняшние подростки, став взрослыми, тоже забудут свои страхи. Но когда это еще будет! Посему хорошо (нет, даже необходимо!), чтобы на этот, по правде говоря, не такой уж и долгий период родители научились воспринимать подростковые проблемы всерьез, а заодно помогать детям их преодолевать.

— Алена права в том, что красота — не главное в жизни. Но, судя по письму, рядом не оказалось взрослого, который бы объяснил, почему это так, — считает психолог Ядвига Монич. — Потому что красота — понятие относительное. Внешняя красота — всего лишь «технические параметры» человека, вроде веса, роста, пропорций фигуры. Она социализирована и меняется от эпохи к эпохе: то, чем восхищаются сейчас, вполне возможно, через несколько лет будет вызывать отвращение и наоборот. А вот внутренняя красота — обаяние, очарование — не зависит ни от времени, ни от эпохи, ни от социального класса. Мерзкое же нутро, простите, никакой косметикой скрыть нельзя.

Любой комплекс можно победить, культивируя главную ценность человека — не то, что стоит много денег, а особое чувство, которое можно выразить словами: «Хорошо, что это есть!» «Хорошо, что я есть!» — такое чувство должно вызывать у подростка отношение к себе прежде всего самых родных и близких людей. Если оно прочно закрепится в сознании ребенка, самые жестокие удары судьбы будут уже не столь болезненны.

И еще. Всегда были и будут те, кто смотрит на людей как на предмет потребления: исключительно с позиции «упаковки», внешних данных. Просто некоторые люди так никогда и не становятся взрослыми и годы не делают их умнее. Зато подавляющее большинство будет относиться к нам так же, как мы относимся к себе сами, убеждена Ядвига Монич.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter