«Комплексный» подход

В центре города Любань расположен комплекс предприятий общественного питания...

Под одной крышей в центре города Любань расположен комплекс предприятий общественного питания, в состав которого входят кондитерский цех и цех по переработке мяса, магазин «Кулинария», ресторан «Оресcа», бар «Каштан»

Визитная карточка города, каковой по сути являются предприятия общественного питания, должна быть, согласитесь, привлекательной. Хотя и сейчас они вполне, как говорится, соответствуют, но все-таки в идеале на деле должно быть обеспечено единство формы и содержания. По словам председателя правления Любанского райпо Николая КОРБУТА, в ходе проведения реконструкции общепитовского комплекса ставилась цель: пройтись, что называется, по всей технологической цепочке — от производства до реализации и потребления кулинарной продукции. Выполнение этой задачи позволило бы на качественно новом уровне организовать выпуск изделий, расширить их ассортимент, в целом повысить культуру обслуживания населения. В конечном же итоге отрасль общественного питания райпо получала мощный толчок в своем развитии.

Благими намерениями известно куда вымощена дорога, но в данном случае рискну предположить, это библейское утверждение не оправдается. За дело в райпо взялись основательно, скрупулезно просчитав все возможные варианты и источники финансирования. Что, должен заметить, было совсем не лишним. Ведь стоимость проекта, по самым скромным прикидкам, не менее 1,3 миллиарда рублей. Сумма немаленькая, особенно с учетом недостаточного наличия собственных оборотных средств. Тем не менее расчеты показывают, что реализация проекта реальна и при благоприятном стечении обстоятельств основные работы будут проведены уже в нынешнем году. Порядка 200 миллионов рублей, в частности, поступили по линии Комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома, банковские кредиты составят 600 миллионов и, кроме того, в райпо надеются на выделение хотя бы 300 миллионов рублей из инновационного фонда Белкоопсоюза.

Не хотелось бы упреждать события, но после ознакомления с состоянием дел на модернизируемых объектах создалось впечатление, что все у любанских кооператоров получится. Здесь не стали дожидаться, когда прольется финансовый дождь в виде каких-либо внешних инвестиций, а приступили к реконструкции, используя собственные средства. Случилось это знаменательное, по местным меркам, событие в начале нынешнего года, и уже есть конкретные результаты. Понадобилось всего несколько месяцев, чтобы неузнаваемо изменился облик кондитерского цеха и магазина «Кулинария». Директор ЧУП «Любанский общепит» Ирина Янович не скрывала своего удовлетворения от проделанной работы. Возьмем, к примеру, кондитерский цех, техническое перевооружение которого, по ее словам, было продиктовано объективной необходимостью. Установленное прежде там энергоемкое оборудование из шести старых печей не давало никаких шансов на соблюдение режима экономии энергетических ресурсов, что в свою очередь не самым лучшим образом отражалось на себестоимости и качестве выпускаемой продукции. Судите сами: эксплуатация только одной печи в течение часа требовала затрат не менее 36 киловатт-часов электроэнергии. А таких печей, повторюсь, было установлено шесть. Из них теперь осталась только одна, да и то в законсервированном виде, – на всякий, так сказать, непредвиденный случай. Вместо же пяти остальных появились две новые пароконвекционные печи, каждая из которых потребляет не более 24 киловатт-часов электроэнергии, обеспечивая при этом гораздо больший суммарный объем производства. Нетрудно подсчитать, что в результате в несколько раз сократились энергоза-траты, не считая иных преимуществ современных электропечей.

— На прежнем оборудовании, — рассказывает Ирина Васильевна, — выпускали ежемесячно продукции в среднем на 35 – 40 миллионов рублей, а после его замены уже по итогам апреля вышли на 70-миллионный объем производства. И это, заметьте, не предел.

Действительно, возможности пароконвекционных печей таковы, что позволяют выпускать востребованную и конкурентоспособную продукцию, причем при их обслуживании практически исключены трудоемкие производственные операции. Впрочем, мне было интересно услышать на сей счет мнение тех работников цеха, которые непо-средственно обслуживают оборудование. Кондитеры с тридцатилетним стажем работы, причем в этом же цехе, Лариса Галай и Анна Муравейко были единодушны: старые печи не идут ни в какое сравнение с новыми. Особенно довольны рабочие тем, что уже нет и в помине тяжелых противней, управляться с которыми женщинам было очень тяжело. То ли сейчас – запрограммировал заданный режим работы и занимайся другим делом. Это и есть механизация в реальном ее воплощении. Кроме того, в цехе установили также высокопроизводительную тестораскаточную машину, что позволило значительно увеличить выпуск кондитерских изделий из слоеного теста.

— Благодаря реконструкции, — отметил Николай Корбут, — уже создано шестнадцать новых рабочих мест: десять — в кондитерском цехе и шесть – в магазине «Кулинария».

Между прочим, затраты на обновление кондитерского цеха составили 27 миллионов рублей. Это собственные средства райпо, за счет которых был сделан ремонт производственных и подсобных помещений, заменены оконные и дверные блоки, электропроводка и светильники, произведена облицовка стен керамической плиткой. Для оснащения же цеха и магазина «Кулинария» современным технологическим, холодильным и торговым оборудованием была получена бюджетная ссуда Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома в размере 204 миллионов рублей. В результате технического перевооружения в цехе был освоен выпуск кремовых и из слоеного теста изделий, печенья, бисквитов. При этом за счет расширения ассортимента объем производства и продаж собственной продукции увеличился в полтора раза.

Кстати, до 30 процентов производимой в кондитерском цехе продукции реализуется именно в «Кулинарии», которая расположена буквально через стенку в одном с ним здании. И здесь хорошие перемены видны, что называется, невооруженным глазом. Заведующая магазином Ольга Ахраменко пояснила, что после проведения реконструкции с трех до семи увеличилось количество холодильных витрин, появились также три пристенных холодильных шкафа для реализации без-алкогольных напитков и соков, кофемашина, сокоохладитель, аппарат для приготовления кур-гриль. Еще одна новинка — пароконвекционная печь, в которой прямо перед покупателями выпекаются поступающие из кондитерского цеха полуфабрикаты. По достоинству оценили посетители «Кулинарии» установленные в торговом зале столики на восемь посадочных мест, за которыми можно выпить чая или кофе, заказать салат да и просто отдохнуть. Оказывается здесь и такая платная услуга для населения, как приготовление фарша из котлетного мяса. За счет продажи мяса в разруб в охлажденном виде в 2,2 раза увеличилась реализация мясопродуктов. Поддерживать в магазине необходимый ассортимент продукции, причем отменного качества, позволяет в том числе то обстоятельство, что в одном здании с ним находятся кондитерский, мясной и майонезный цехи.

— «Кулинария» открылась 12 марта этого года, и за восемнадцать дней работы было получено 40 миллионов рублей товарооборота, — поведала Ольга Ахраменко. – А вообще, планируем выйти на среднемесячный объем товарооборота не менее 70 миллионов рублей.

Как показывают итоги апреля, расчеты вполне реальные и даже, возможно, будут пересмотрены в сторону увеличения. Ведь в марте, к примеру, нагрузка на одного работника прилавка составила здесь почти 22 миллиона рублей, а среднемесячная заработная плата – 720 тысяч рублей. Поэтому в связи с ростом объемов деятельности было принято решение довести количество продавцов до пяти человек. Режим работы «Кулинарии» — с 8 до 20 часов без перерыва на обед и выходных.

Кондитерский цех и магазин «Кулинария» — первые из объектов в городском общепитовском комплексе, где была проведена реконструкция. Ее экономический эффект очевиден. Так, темп роста производства кондитерских изделий составил в первом квартале 122,5 процента в сопоставимых ценах к аналогичному прошлогоднему периоду. Среднемесячная нагрузка на одного кондитера – 6,3 миллиона рублей. Однако главное, видимо, в том, что в результате значительно расширился ассортимент выпускаемой продукции, улучшилось ее качество, возрос покупательский спрос на продукцию собственного производства. Как следствие, темп роста продажи продукции собственного производства составил за три месяца 134 процента. Наряду с этим с 1,2 до 1,6 тысячи рублей в первом квартале увеличилась среднемесячная реализация собственной продукции на одного жителя.

По информации Николая Корбута, до конца нынешнего года намечено, в соответствии с разработанным бизнес-планом, провести модернизацию и капитальный ремонт ресторана «Оресса», а кафе «Молодежное», бар «Каштан» и «Рюмочная» будут преобразованы в новое предприятие «Пиццерия» на восемьдесят посадочных мест с услугами бара. На следующий год запланировано проведение текущего ремонта в городском «Пивбаре» и магазине кулинарии «Свiтанак № 2».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter