КОМПЛЕКСный подход

Не усложняйте жизнь своим детям

Не усложняйте жизнь своим детям


Подрастая, наши дети как губки, увы, не только вбирают в себя «разумное, доброе, вечное». Но и накапливают нечто не очень разумное и совсем не доброе — психологические комплексы.


«Так называемые комплексы человек может приобретать в течение всей жизни, но то, что многие из них родом из детства, — правда, — считает психотерапевт Минского клинического детского психоневрологического диспансера Ольга Гладкевич (на снимке). — Человек устроен таким образом, что на самых ранних этапах развития получает информацию и что такое окружающий мир, и как он, мир, к нему относится. Эта информация стойко запечатлевается структурами мозга, как бы слой за слоем, ложась в основу психики. Здесь важно все: и как протекала у мамы беременность, и не было ли у ребенка внутриутробной патологии, и как он появился на свет, и первые дни, недели... Ведь не секрет, что малыш, переживший долгие травматичные роды, уже рождается с боязливым отношением к миру!» Иными словами, наши удачи и успехи нас питают, так же как неудачи нарушают внутреннюю уверенность. Причем это процесс бессознательный: комплекс может сформироваться даже на фоне безмятежного счастья и всеобщей любви.


Вердикт Фрейда был неутешителен, он утверждал: «Трагедия детства в том, что его катастрофы вечны». Не все так безнадежно! Обычно комплекс — сложный конгломерат, где чего только не намешано: и обида, и зависть, и нелепые притязания и т.д. и т.п. Однако в общем и целом психологи разглядели в школьной жизни минимум 5 далекоидущих проблем. Чем они чреваты, объясняет Ольга Гладкевич.


КОМПЛЕКС НАБЛЮДАТЕЛЯ. Считается проблемой хорошо подготовленных к школе детей: им с самого начала кажется, что здесь не научат ничему новому. И если учителю не удается пробудить интерес, то и во взрослой жизни будет торжествовать «позиция постороннего»: я в ваши игры не играю, мне это до лампочки... По наблюдениям Ольги Гладкевич, комплекс наблюдателя в чистом виде встречается крайне редко, зато позиция «у меня и так есть все самое лучшее» характерна для детей, у которых родители с положением. Итог известен: у звезд часто вырастает потомство, которое только и умеет, что прожигать жизнь.


КОМПЛЕКС ОШИБКИ. Самая главная беда школы, подчеркивает Ольга Сергеевна: «Дети панически боятся низких отметок, даже почему–то в тех семьях, где балл в аттестате не считается мерилом всего. В старших классах этот страх способен принимать две формы. У ребенка с тонкой душевной организацией он может трансформироваться в комплекс неполноценности или в невротические и психосоматические расстройства, а у более циничного — в практику бесцеремонного «выколачивания оценок» у учителя». Еще одна угроза — на всю жизнь, как путы на ногах, сохранить этот свой страх перед неверным шагом, разумным риском.


КОМПЛЕКС ОТЛИЧНИКА, тесно примыкающий к комплексу ошибки. Жертвами его становятся сверхобязательные дети: они хотят быть хорошими для родителей (а это в их понимании всегда означает хорошо учиться) и занимаются оголтело, жертвуя здоровьем и сном. Всему виной тревога, желание «всегда соответствовать». Это состояние доводит до вполне конкретных диагнозов: неврастении, тревожно–депрессивных расстройств вплоть до панических атак, а также психосоматических заболеваний (проблемы с пищеварением, глотанием и т.д.). Это уже сам организм бессознательно противится учебе ради учебы.


КОМПЛЕКС ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ. Может посетить и бывшего отличника, съехавшего в середнячки, и возникнуть на пустом месте. Типичный пример: симпатичная девушка возомнила себя несусветной красавицей и наседает на каждого: ну я же красивая, правда? Ничего, кроме насмешек, у одноклассников это не вызывает. В барышне между тем уже просыпается стервозность: чуть что не так — закатывает скандалы. Вот такой прогрессирующий комплекс неполноценности наизнанку.


КОМПЛЕКС ЖЕРТВЫ «ВСЕМИРНОГО ЗАГОВОРА». С 6 — 7–го класса подростку кажется, что он живет на сцене: одновременно и хочется быть в центре внимания, и ужас как страшно. Мнение ровесников становится самым важным, а отношение к миру — немного паранойяльным. «На меня все смотрят в автобусе!» — одна из  классических жалоб. В общем, кругом враги, всюду несправедливость. О том, как хрупок внутренний мир подростка, вряд ли нужно лишний раз напоминать. Достаточно сказать, что на этот возраст приходится пик суицидальных попыток.


Как прекрасен этот мир, посмотри!


Проблемы у ребенка могут возникнуть самые разные, а главное лекарство от них, по мнению Ольги Гладкевич, всегда одно: «Чем больше в жизни всяких радостей, тем сильнее психика малыша. Это те кирпичики, которые помогут всему зданию устоять в случае ЧП». Вот еще несколько спасительных кирпичиков:


Постоянно показывайте ребенку, что вы его любите любым, несмотря ни на какие неудачи и оценки.


Вызывайте его на откровенность, объясняйте: ошибки свойственны всем, надо просто извлечь из них опыт и двигаться дальше. Важный момент: неудачи не должны стать постоянными, хроническими. Не получается в одном — поищите другую сферу приложения сил, где бы ребенок состоялся.


Контролируйте ситуацию в классе, во дворе. Скажите себе: «Да, моего ребенка могут не любить, но обижать его не должны», — и дайте понять это его сверстникам. Но не грубо!


Помните: быть как все — естественное желание подростка. Так же, как и быть исключительным. Вы, как ни парадоксально, должны помочь ему и с тем, и с другим.


Боритесь со своей тревогой за судьбу ребенка. Почаще повторяйте ему: «Уверен(а), ты вырастешь здоровым и успешным». А про себя — так каждый день.


Следите за своей речью. Ребенок ведь папу с мамой понимает буквально, и ваши «прямые внушения» сразу, без всяких препон, попадают в бессознательное. Поэтому постарайтесь вычеркнуть из лексикона фразочки «нам не нужен такой плохой мальчик», «ишь, умный выискался», «тебе одна дорога — в дворники» — ну, в общем, вы сами знаете какие.


Справка «СБ»


Что такое комплекс неполноценности?


Это когда личность человека не приспособлена к какой–то из сторон жизни, что рождает у него ощущение никчемности. У некоторых на этой почве развивается депрессия, появляются даже мысли о самоубийстве. Типичные проявления самого знаменитого комплекса: боязнь людей, постоянное напряжение, стремление к «статусным» вещам (дорогой телефон, машина, одежда из бутика и др.). У ребенка он может маскироваться под попытками привлечь к себе внимание, у молодежи — под агрессивностью и тягой к алкоголю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter