В Беларуси подходит к концу приемная кампания в вузы

Комплексное и системное

Подходит к концу приемная кампания в вузы. Все как всегда: подготовка к ЦТ, волнение абитуриентов и их родителей, подача документов, опять волнение и ожидание проходных баллов, зачисление в вуз и... у многих на устах и в головах всплывает весеннее вступление Беларуси в Болонский процесс. Правда, обсуждение этого вопроса все больше переносится в социальные сети под определенным соусом. Что нам это дает, какие реформы нас ожидают и как «не потерять образование» (о чем предупреждал ректор МГУ им. Ломоносова академик В.А.Садовничий еще в 2002 году), «условность вступления» и особая «дорожная карта» для Беларуси, утечка мозгов, изменение системы аттестации научных кадров, академические свободы и права человека.


Некоторые «эксперты» даже переводят этот процесс в политическую плоскость, утверждая, что «это событие не имеет никакого отношения к нашей системе образования», или противопоставляют отечественное образование «фундаментальным ценностям и принципам европейской академической жизни». Резюмируя, можно утверждать, что получается вот такой сложный и труднопонимаемый, а потому и не принимаемый многими «образовательный винегрет». А эксперты и различные комментаторы по–прежнему ищут рецепт понимания в некоем таинственном и могущественном комплексном подходе и мониторингах нарушений академических прав и свобод.

«Процесс пошел. Болонский». Мое интервью с таким названием было опубликовано в «СБ» пять лет назад. Решил еще раз обратиться к этой теме, тем более что загугленная фраза «Болонский процесс пошел» как раз и открывает целый веер интернет–источников и сопутствующих форумов по проблеме с указанным выше многообразием взглядов. В интервью подчеркивалось, что Болонский процесс — это естественный ответ системы образования на глобализацию рынка труда и процессы конкуренции, мировые интеграционные процессы, массовое высшее образование, развитие технологий передачи знаний, необходимость мобильности и людей («Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба ў розных краях пабываць»), и идей. В таких условиях, особенно для государства с открытой экспортно ориентированной экономикой, разработка и следование определенным выверенным международным принципам, стандартам должны прежде всего обеспечить повышение качества образования в отечественных вузах и его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, приобретающих значимую составляющую в экономиках многих стран. В условиях мировых экономических катаклизмов это, как говорится, имеет значение.

Вспоминаю свои студенческие годы и курс математического анализа, где впервые познакомился с комплексными числами. Наши лекторы при этом делали ударение на втором слоге в слове «комплексные», как бы оттеняя особенность таких чисел. Так вот, в таких числах есть мнимая и действительная части. Вот такой «комплексный подход» действительно позволяет решать многие задачи. До сих пор помню удивленные глаза японского профессора из университета Осаки в Японии, когда, будучи там на стажировке, я продемонстрировал метод комплексных тригонометрических функций, предложенный белорусским академиком Ф.И.Федоровым, для интерпретации сложного лазерного эксперимента. Наглядным мне представляется и другой пример комплексного подхода: имидж государства, с одной стороны, и ВВП, благосостояние граждан этого государства, с другой. Понятно, что в современных рыночных условиях имидж может и должен быть проконвертирован в реальные экономические дивиденды. Но в народе говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. И здесь мне предпочтительным представляется уже системный подход по управлению Болонским процессом, позволяющий его очевидные возможности планомерно и с учетом опыта (не всегда положительного) других 47 государств — участников Болонского процесса трансформировать во благо национальной системы образования. По крайней мере, сегодняшние первокурсники должны это почувствовать как реальную, а не мнимую объективность.

Что касается определенных угроз, которые, следует признать, небезосновательно подмечают некоторые авторитетные эксперты, то их следует умело нивелировать управленческой стратегией, опираясь на наши традиции и менталитет, которые являются основой понимания строк Алеся Ставера: «Разумею цяпер, чаму з выраю жураўлi на Палессе ляцяць».

Советская Белоруссия № 138 (24768). Четверг, 23 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter