Как помочь первокласснику пережить стресс от поступления в школу

Комплекс полноценности

Большинство родителей, отправляя вчерашнего детсадовца в первый класс, даже не задумываются, какой стресс переживает ребенок...
Большинство родителей, отправляя вчерашнего детсадовца в первый класс, даже не задумываются, какой стресс переживает ребенок.

Абсолютно любого первоклассника нужно поддерживать морально. И делать это правильно, чтобы посещение уроков не превратилось в каторгу, а воспоминания о первых учебных днях в школе не стали травмой.

Переступая порог школы, дети открывают для себя новый мир со своими правилами поведения, с большей самостоятельностью и ответственностью. Как избежать традиционных родительских ошибок и помочь первоклашке не обзавестись комплексами, которые потом будут давить на него всю жизнь?

Заведующая психологической лабораторией Минского городского клинического психиатрического диспансера Татьяна Ушакевич считает: родители могут сделать так, что никакого значительного дискомфорта от перемены своего статуса малыш не почувствует:

— В этот период важно понимать, что происходит с первоклассником. На него сразу обрушивается очень много переживаний и новых взаимоотношений — одноклассники, учителя. Наряду с друзьями могут появиться и первые “кровные враги”, соперники. А если учесть, что дети в таком возрасте обычно не умеют смягчать и сглаживать ситуацию, любая ссора может показаться всемирной трагедией и привести к эмоциональному срыву и даже комплексу. Особенно внимательными следует быть родителям мальчиков. По статистике, девочки гораздо легче переносят трудности.

Разговаривая с ребенком о предстоящих в его жизни изменениях, многие родители впадают в крайности. Либо рисуют школьную жизнь как сплошной праздник, либо стращают строгой учительницей. Вообще “запугивание” может быть мягким по форме, но губительным по содержанию. Например, перед началом учебного года некоторые мамы “напоследок” стремятся побаловать свое чадо: разрешают подольше поспать, послаще поесть, водят на разные развлечения. Только при этом приговаривают: вот пойдешь в школу, тогда узнаешь... Грубо говоря, с такими “приправами” ребенок мороженым не подавится, но какое отношение это сформирует у него к предстоящей учебе?

Абсолютно любого первоклашку нужно поддерживать морально, утверждает Татьяна Ушакевич. И делать это следует правильно, чтобы посещение уроков не превратилось для него в каторгу, а воспоминания о школе не стали травмой на всю жизнь:

— Найдите время обсудить школьные новости, при этом выслушайте их внимательно, эмоционально реагируйте. Слушать вполуха, параллельно что-то делая, нельзя — ребенок заметит ваше невнимание и расстроится. Лучше договоритесь, что поболтаете после ужина. И главное — не забудьте о своем обещании. Конечно, всегда случаются проблемы. Например, ребенок не хочет садиться за уроки, капризничает. Не заставляйте: это применительно только к малышу в детском саду. Вот правильный пример обращения: “Маша, что ты будешь делать сегодня в первую очередь — уроки или разберешься в своем шкафу с игрушками?” В этом случае ребенок не чувствует принуждения, напротив, видит, как с ним советуются и предлагают самому сделать выбор. Так вырабатывается самостоятельность.

Не забывайте о том, что в период адаптации к школе очень важна поддержка, но не излишняя опека. Когда ребенок чем-то занят самостоятельно, дайте ему понять, что вы рядом, но не вмешивайтесь. Прежде чем высказывать свое мнение, спросите, как он сам оценивает себя. В любом случае найдите как минимум три причины похвалить и дайте только одну рекомендацию — что можно было бы улучшить и как. В этом случае самооценка первоклашки не пострадает, у него сформируется стремление к успеху.

bebenina@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter