Компенсация за рабство

Выплаты компенсаций бывшим узникам концлагерей завершены

Обида   в   письме? Да

В редакцию нашей газеты обратился минчанин Дмитрий Михайлович Полянский. Излагаем содержание письма лишь с некоторыми сокращениями, сохраняя стиль автора. «Я недавно, — пишет он, — по неприятному поводу познакомился с минчанкой, в результате чего узнал следующую историю (версию). Ее мать в 1943 году работала на фабрике в западной части Германии, где 1.01.1945 г. родила дочь. Эта дочь в фонд примирения (наверное, автор имеет в виду Белорусский республиканский фонд «Взаимопонимание и примирение». — М.Ш.) представила справку из КГБ о том, что гражданка такая-то вернулась из Германии с малолетним ребенком, местом рождения которого при регистрации указана деревня в Могилевской области. 

Теперь она имеет (вроде бы, в соответствии с Законом Республики Беларусь о ветеранах) удостоверение малолетней (несовершеннолетней) узницы, надбавку к пенсии и прочие льготы, а через названный фонд получила компенсацию (наверное,  за перенесенные страдания?)». 

«В то же время, — продолжает автор, — мой дед, вернувшись в 1944 году после тяжелого ранения с фронта на пепелище родной деревни к жене и малолетним детям,  с трудом отстроился в 1948 году и умер в 1951-м. Мой отец, пережив связанные с оккупацией голод и раннее сиротство, рос дистрофиком, в результате чего его старший сын (мой брат) родился инвалидом. А сам отец умер, не дожив до пенсии. Льгот, естественно, при жизни не имел (я, по крайней мере, о них не слышал). 

Учитывая, что подобные случаи далеко не единичны (о злоупотреблениях с удостоверениями узников дважды рассказывало наше телевидение), я хочу попросить, чтобы вы, не зацикливаясь на отдельных личностях, прокомментировали их в своей газете с помощью компетентных товарищей в свете упомянутого закона (или неизвестных подзаконных актов)». 

«Р» исключительно внимательно относится к подобным обращениям, ведь в них, как правило, речь идет о непростых человеческих судьбах, сломленных жестокой войною. Выполняя просьбу Д.М. Полянского, мы ознакомили с его письмом председателя правления Белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение» Валентина Герасимова, попросили прокомментировать и прояснить данную ситуацию. Пусть наши читатели получат компетентные ответы на интересующие, а часто беспокоящие вопросы по денежным выплатам бывшим узникам нацизма. 

Кому   выплаты 

Рассказывает Валентин Герасимов: 

— Гражданин Д.М. Полянский в своем обращении в редакцию газеты «Рэспублiка» прежде всего поднимает вопрос о правомерности признания граждан, родившихся в годы войны в Германии, узниками, выдачи им соответствующих удостоверений и предоставления льгот. А также о непредоставлении льгот  другим категориям граждан, пострадавших от последствий войны.  Отвечая на письмо автора, считаю необходимым еще раз вернуться к этой довольно сложной проблеме, причем той ее части, которая касается деятельности нашего фонда. 

14 июня 1993 года постановлением нашего Совета Министров был учрежден Белорусский республиканский фонд «Взаимопонимание и примирение». В течение 1993—1995 гг. правительство ФРГ перечислило фонду для выплат финансовой помощи гражданам, пострадавшим от национал-социалистских преследований, 200 миллионов немецких марок, эквивалентных 102 258 465 евро. 

— Кто имел право на такие выплаты? 

— Это четко было определено четырехсторонним соглашением между  правительствами Беларуси, России, Украины и ФРГ. А также положением о выплате финансовой помощи пострадавшим от национал-социалистских преследований в годы Второй мировой войны. 

Выплаты производились бывшим узникам концлагерей, тюрем, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, детям, родившимся в период национал-социалистских преследований их матерей. В случае смерти бывших узников после даты образования фонда претендовать на получение финансовой помощи могли наследники умерших. 

Как   они производились

Для получения выплаты гражданин должен был обратиться с соответствующим заявлением в фонд не позднее 31 декабря 2002 года и представить документы, подтверждающие факты и сроки национал-социалистских преследований. Вопрос решался на основании архивных документов, подтверждающих факты и периоды нацистских преследований. 

Сейчас эти выплаты полностью завершены. Финансовую помощь получили 147 503 гражданина нашей республики на общую сумму 97 632 705 евро. Остаток средств вклада правительства ФРГ 1993 года, в соответствии с поручениями Президента Беларуси и правительства нашей республики, по согласованию между белорусской и германской сторонами использован на гуманитарные проекты. В частности, с участием госпиталей инвалидов Великой Отечественной войны, которые обследуют и лечат бывших узников нацизма. 

12 августа 2000 года вступил в силу Закон ФРГ «О создании фонда «Память, ответственность и будущее». Создав данный фонд, правительство Федеративной Республики Германии и германские предприятия хотели продемонстрировать осознание своей исторической и моральной ответственности за события Второй мировой войны и дополнить осуществлявшиеся до сих пор компенсационные меры. Цель фонда – предоставление финансовых средств подневольным работникам и пострадавшим от иного произвола в годы национал-социализма лицам посредством компенсационных выплат. В нашей республике было решено осуществлять их через Белорусский республиканский фонд «Взаимопонимание и примирение». 

27 ноября 2000 года вступил в силу закон о фонде по добровольным выплатам Австрийской Республики лицам, привлекавшимся национал-социалистским режимом к принудительному труду (Австрийский фонд примирения). Выплаты было решено осуществлять также через Белорусский республиканский фонд «Взаимопонимание и примирение». 

Право на получение указанных выплат имели бывшие узники концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, бывшие принудительные работники. Депортированные со своей родины на территорию Германской империи в границах 1937 года или на оккупированную Германской империей территорию, привлекавшиеся там к работам на промышленных предприятиях либо в государственном секторе. Граждане, угонявшиеся нацистами за пределы своего административного округа и привлекавшиеся после угона к принудительному труду, в том числе дети, находившиеся с ними (включая родившихся в местах принудительного содержания) или отнятые у них и содержавшиеся в приютах. 

К настоящему времени и эти выплаты полностью завершены. Компенсацию из средств германского фонда «Память, ответственность и будущее» получили 129 507 наших граждан на общую сумму 345 582 771 евро. Из средств австрийского фонда примирения — 4476 граждан на общую сумму 9 234 923 евро. 

Некоторые граждане, пропустившие сроки обращения за компенсацией либо не представившие доказательств нацистских преследований в отношении их с привлечением к рабскому и принудительному труду, задают следующий вопрос. Возможен ли пересмотр германской и австрийской сторонами отдельных положений своих законов о компенсационных выплатах? Как нам представляется, такой пересмотр иметь места не будет. Деятельность германского фонда находится в завершающей стадии, а работа австрийского уже прекращена. 

Ветераны социально защищены

Редакция считает необходимым изложить свою точку зрения на обиду, высказанную Д.М.Полянским. Это очень сложный момент. Если быть откровенным, то вопрос о компенсациях бывшим узникам нацизма они же первыми и подняли. Привлекли к этому делу внимание широкой общественности, вели его настойчиво и бескомпромиссно. И добились своего. Поэтому обида и даже зависть некоторых наших граждан, по-моему, безосновательны. Ведь эти выплаты не из кармана государства, не за счет налогоплательщиков. Их, повторяю, перечислили Германия и Австрия, это компенсация нашим соотечественникам за рабство, в котором они очутились по злой воле нацистов. 

Что касается, уважаемый Дмитрий Михайлович, вашего фронтовика деда, отца, инвалида брата, то при всем желании редакция не в силах вам помочь. В нашей стране действует четкий порядок установления льгот самым разным категориям граждан. И если вы считаете, что здесь ваши родные как-то обойдены, следовало своевременно обратиться по этому вопросу в соответствующие органы. Было ли такое обращение? Об этом вы не сообщаете. 

Здесь же необходимо подчеркнуть следующее важное обстоятельство. Закон Беларуси «О ветеранах», на который вы ссылаетесь, гарантирует твердую и всестороннюю социальную защиту этой категории граждан нашей страны. Разработана новая комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войны, на 2006—2010 годы. Забота о них введена в ранг государственной политики, за что наши ветераны искренне благодарны Президенту Александру Лукашенко, правительству страны. Газета «Рэспублiка» регулярно об этом рассказывает, и сейчас нет надобности повторяться. Лично я, занимающийся данной темой давно и постоянно, знаю, что белорусский опыт работы с ветеранами высоко оценен и в странах СНГ. Там по мере возможности стараются хоть что-либо внедрить у себя из нашей богатой практики. 

Эта   наша   боль – непреходяща 

Но при всем при том мы хорошо понимаем, Дмитрий Михайлович, вашу душевную боль. Она такая же, как и у всего белорусского народа. Да, жестокая война забрала жизни почти каждого третьего жителя нашей республики. Она сделала инвалидами, больными, искалечила судьбы многих тысяч людей, как это случилось и в вашем роду. И речь идет не только о наших воинах, которые не щадили жизни в кровопролитных боях с фашистами. Тяжелейшие испытания выпали на долю гражданского населения, оказавшегося на временно оккупированной гитлеровскими захватчиками территории Беларуси. 

Горькая боль и печальная память не позволяют нам забыть прошлое. Мы и не забываем. Ведь мирные жители Беларуси, женщины, невинные дети,  старики, расстрелянные, замученные, сожженные живыми, не могут привлечь к ответственности фашистских изуверов. Особенно пронзительно и остро отзывается в сердце и сознании непреходящая боль и скорбь о пережитом, выстраданном, о погибших в преддверии самого святого нашего праздника – Дня Великой Победы, очередную годовщину которой мы скоро будем отмечать. 

Почти в каждом районе нашей республики есть своя Хатынь. Наверное, ни одну белорусскую семью не обошла стороной жестокая война, страшными последствиями напоминает о себе даже через 61 год после ее окончания. И ваше, Дмитрий Михайлович, обращение в редакцию еще одно тому подтверждение. Эта наша общая боль – непреходяща, и мы полностью разделяем ваши чувства… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter