Коммунальный роман

О защите прав потребителей

Летом минувшего года в Барановичское общество защиты прав потребителей наведалась дама. Принесла заявление: прошу вернуть 156 тысяч рублей, уплаченных за некачественный товар, и взыскать с фирмы 200 долларов морального вреда. В общем, ничего особенного, если бы не одно обстоятельство. Претензию гражданка предъявила похоронной компании, а товар — ...гроб, который, по словам заявительницы, был тяжелым, из сырых досок и такой кривой, что перед родственниками и соседями стыдно.


Юрист общества Александр Савчук поначалу растерялся, а затем стал думать: как помочь пенсионерке и удовлетворить ее претензию. Ведь похороны состоялись месяцем ранее. Значит, обменять товар невозможно. Возместить или компенсировать нанесенный ущерб тоже нереально. Как провести экспертизу качества досок без эксгумации? И можно ли судить о первоначальном качестве изделия, когда оно пролежало в земле столько времени? «Мне удалось убедить посетительницу, что требования ее неосуществимы и абсурдны», — теперь уже с улыбкой вспоминает инцидент Александр Савчук.


Между тем исход дела вполне мог оказаться иным, будь пенсионерка понастойчивее и окажись на месте общественного юриста, допустим, директор ЖЭСа, для которого рассмотрение любых заявлений граждан — должностная обязанность. Кстати, на жалобы еще надо реагировать и принимать меры...


А теперь отключим газ!


Полагаете, без водопровода доживают свой век люди только где–нибудь в деревне или в частном доме, построенном в чистом поле? А может, вы уверены, что с тех пор, как завершена электрификация страны, «лампочка Ильича» имеется в каждой городской квартире? Отнюдь. Пятый год собственница двухкомнатных «апартаментов» в пятиэтажной «хрущевке» Лидия Петровна (имена и фамилии изменены и всякие совпадения случайны. — Прим. авт.) каждый день загружает в тележку бидон и отправляется на берег Свислочи. В квартире пенсионерки водопроводные трубы опломбированы. Полы бабушка моет речной субстанцией. Зимой еще проще: есть талый снег. Принимать душ ходит к сыну, а пищу готовит на бутилированной воде.


А месяц назад Лидия Петровна написала в ЖЭС очередное заявление: «Выключайте электроэнергию!» Отказавшись от второго блага цивилизации, пенсионерка выглядит вполне счастливой: «Домашние дела успеваю сделать засветло, а вечером зажигаю свечи. Это даже романтично». И, похоже, не собирается останавливаться на достигнутом:


— Завтра понесу заявление, чтобы отключили газ. Еду можно и на керосинке готовить...


Кстати


По закону о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг, водо–, газо– и электроснабжение в благоустроенных домах обязательны. Следовательно, проживая в многоквартирном доме, гражданин может не пользоваться этими услугами добровольно, если в квартире будут соблюдаться санитарные нормы. А как разведет крыс или тараканов, завалит жилье мусором, оштрафуют на сумму от 10 до 30 базовых величин. А вот добиваться официального отключения можно только через суд.


Ненаглядное пособие


Письмо в ЖЭС:


«Господин начальник домоуправления!


Нет никакого житья от моей соседки Любы. Эта наглая тварь лезет в лицо и обсмеивает каким–то варварским смехом. Как только я открываю дверь своей квартиры, она уже как будто знает, что я должна выйти, и хрюкает или издает какой–то идиотский смешок. Каждый день она под окном моей кухни взбивает землю мотыгой. Развела моль на весь подъезд. А по вечерам барабанит по клавишам пианино. Я не сплю, теряю силу в ногах, руках, глаза плохо видят. М.Асокина».


Ответ:


«Уважаемая Мария Михайловна!


При обследовании квартиры по адресу такому–то, нанимателем которой является гражданка Л.Иванова, установлено, что квартира содержится в удовлетворительном санитарно–техническом состоянии. В случаях нарушения общественного порядка гражданкой Ивановой и совершения ею неправомерных действий вы имеете право обратиться к участковому инспектору. Юрисконсульт ЖЭС И.Лисовская».


Послесловие


Статья Конституции 40 дает право гражданину обращаться в любую организацию. Форма заявления и требования к его содержанию не регламентируются. Разве что использование оскорбительных выражений и ненормативной лексики в адрес должностного лица дает ему право подать в суд иск о защите чести и достоинства. С «cерийным» жалобщиком, если его претензии не подтверждаются, можно прекратить переписку. Однако до тех пор, пока он не сообщит какие–либо вновь открывшиеся обстоятельства или не направит обращение в адрес другой государственной инстанции.


Рублевые отношения


В принципе, трудно найти жильца, довольного качеством и содержанием капитального ремонта, но гражданка Бабина, пожалуй, превзошла всех: ей показалось, что дом после капремонта просел под термошубой на 5 сантиметров. В результате многочисленных жалоб ЖРЭО вынуждено было провести три дополнительных технических заключения, заплатив проектным организациям более 2 миллионов рублей. Вывод экспертов: выявленные заявительницей дефекты не влияют на несущие конструкции стен. Тогда Бабина обнаружила течь трубы отопления. И заставила работников ЖЭСа вскрыть стены. Тревога снова оказалась ложной. Но в результате работники эксплуатирующей организации переклеили гражданке обои и вдогонку вместо спасибо получили очередную жалобу: «При вскрытии отопительного оборудования было очень много пыли. Я попросила начальника ЖЭСа побелить в комнате потолки и получила отказ. Почему такое неуважение к инвалиду?»


Резюме


С точки зрения законодательства заявительница проявила похвальную бдительность. Было бы куда хуже, если бы в результате капремонта дом действительно просел или возникла угроза прочностным характеристикам. Что касается вскрытия стен и просьбы сделать ремонт в комнате, то ЖЭС обязан своевременно и за свой счет устранять недостатки, однако лишь те, которые возникли по его вине. А коль вины нет — и обязательств выполнять ремонт нет! К слову, такого понятия, как ложный вызов, в коммунальной сфере не существует.


Серийные жалобщики


Виктор Иванович, проживающий в одной из деревень Минского района, пишет жалобы под копирку уже 5 лет. Его почерк хорошо известен в ЖЭУ, райисполкоме, облисполкоме, Министерстве жилищно–коммунального хозяйства, областном центре гигиены и эпидемиологии. Официально переписка с ним прекращена, однако, обратившись, например, в прокуратуру, в январе неугомонный жилец снова созвал комиссию. Неймется Виктору Ивановичу с тех пор, как соседка сделала перепланировку и вывела отопительное оборудование из стен в комнату. «Работы сантехник выполнил некачественно, и труба постоянно протекает, панель набирает влажность, просто невооруженным глазом это не всегда видно», — пенсионер готов сам сверлить дыры в стенах, чтобы, так сказать, «добуриться» до истины. А вот присылаемым ЖЭСом экспертам не доверяет, полагая, что все они «куплены». Свой «Виктор Иванович» имеется в каждом ЖРЭО.


В Заводском, в Минске, например, один гражданин, который, кстати, бывает дома наездами из Канады, написал в прошлом году 24 жалобы в самые различные инстанции. Тематика: от стоимости коммунальных услуг до трещины в межкомнатной перегородке, заключение о безопасности которой уже дали 3 проектных института! Гражданка К. написала 10 раз в прошлом году и 3 в нынешнем по поводу шума, который беспокоит ее с тех пор, как в квартире сверху соседи линолеум заменили на ламинат. ЖЭС пытался привлечь к ответственности нарушителей спокойствия, но суд проиграл. Причинно–следственных связей между ламинатом и шумом эксперты не установили. Другая пенсионерка 16 жалоб за год посвятила водомерам. 4 счетчика показали расход воды за 5 месяцев 8 кубов. Этого ей оказалось достаточно, чтобы усомниться в их исправности. Причем заключения водоканала не убедили заявительницу. Она продолжала жаловаться. Пока, по поручению Совета Министров, по поводу инцидента не состоялось совещание и администрация района не приняла решение счетчики снять.


Почему все это становится возможным? И специалисты ЖЭСов значительную долю времени и денег тратят на рассмотрение, мягко говоря, неординарных жалоб? Потому что право на обращение у гражданина есть, а вот ответственности за то, что собираются комиссии, заказываются экспертные заключения, практически никакой. По словам Натальи Кухарчик, заведующей юридическим сектором управления юридической работы и кадров Минжилкомхоза, в основном эксплуатационные службы составляют административные протоколы по поводу неплатежей, перепланировок, курения в подъездах и ненадлежащего санитарного состояния квартир и домов.


Однако коммунальная услуга — такой же товар. А в условиях товарно–денежных отношений у нас принято как? Скажем, я изготовителю диванов заявляю, что товар его плох. Он тут же пригласит эксперта, и если тот не разделит мою точку зрения, то придется ответить рублем за опрометчивые слова. Не захочу — привлекут к суду. А в ЖЭС порой жалуются не то что годами — десятилетиями. Для некоторых это, похоже, даже становится смыслом жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter