Коммунальный ассортимент

С принятием закона о защите прав потребителей услуг ЖКХ жильцы смогут сами выбирать сантехников и не платить за некачественную работу “НГ” уже рассказывала о том, что около двух лет назад инициативная группа депутатов задалась целью найти оптимальный баланс интересов коммунальников и жильцов: уж больно много противоречий возникает между первыми и вторыми каждый день на почве оказания и оплаты услуг ЖКХ, прав и обязанностей обеих сторон. Чтобы положить конец этому длительному противостоянию, начали работать над созданием закона о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, чтобы расставить, как говорится, все точки над “i”: кто, что и кому должен и какой спрос будет за неповиновение правилам. Самое интересное: наши жилищно-коммунальные будни могут сильно измениться уже в ближайшем будущем, так как проект этого закона находится в стадии последних рассмотрений и согласований. “НГ” узнала у специалистов, к чему нужно будет готовиться всем нам, если закон вступит в силу.
Об услугах ЖКХ

Первое, что может сделать закон, — свести на нет долгие споры о том, что именно жилищная организация должна делать в доме или квартире жильцов, а что вовсе не обязана. Такие трения возникают часто, особенно в последнее время, когда люди активно устанавливают счетчики и часто сталкиваются с необходимостью менять какие-то трубы: споры о том, где чья “территория” и кто должен следить за порядком на ней, иной раз доходят до скандалов. В проекте закона все услуги ЖКХ разделены на две группы: основные, которые должны оказываться обязательно, и дополнительные, которые будут оказываться жильцу по договоренности с ЖЭСом. Правда, более конкретного разделения пока нет. Если закон будет работать, то перечень основных услуг определит Совмин.

О количестве и качестве

Еще один острый вопрос сегодня — качество жилищно-коммунальных услуг. У жильцов больше не возникнет вопросов по поводу температуры воды в кране, не достаточно горячих батарей: в законопроекте говорится, что если предоставленная услуга не соответствует качеству, то человек может просто потребовать сделать перерасчет оплаты и устранить недостатки, а в случае получения ущерба — требовать его возмещения!
Кроме того, в законопроекте четко записано, что если организация ЖКХ плохо выполняет свои обязанности, то жильцы могут нанять по своему усмотрению другую организацию, которая будет лучше справляться с работой. Это хорошая новость, потому что обещает создать конкуренцию на рынке услуг ЖКХ, которой сегодня, по сути, нет. А конкуренция, как известно, является лучшим стимулом качества. Так что сами коммунальники будут заинтересованы в том, чтобы все процессы в доме шли без перебоев и по правилам — для выяснения отношений просто не останется поводов.

О ценах и тарифах

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, как и обязанность оплачивать жировки, конечно, никакой закон не отменит, однако все процессы расчетов с коммунальниками можно сделать прозрачнее. Во-первых, проект закона предлагает обязать службы ЖКХ подробно рассказывать жильцам о новых тарифах. Во-вторых, до потребителя, по мнению составителей законопроекта, должны доводить даже информацию о том, какие суммы получает организация, предоставляющая данные услуги, — как от потребителей, так и от государства. А местным исполкомам предлагается каждый год публиковать в СМИ сведения о сумме средств, поступивших от потребителей на капитальный ремонт домов, и их использовании.

О правах и обязанностях

Естественно, одними только правами жильцов дело не ограничится. Для них предусмотрены и обязанности, которые будут закреплены законом, следовательно, и спрос будет строже. Главная обязанность потребителей останется прежней — полностью и вовремя оплачивать качественно оказанные жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, жильцы должны будут следить за сохранностью имеющихся в квартире или частном доме счетчиков и нести за них ответственность. Впрочем, принцип бережного отношения будет относиться ко всему, что есть в доме: сегодня, сетуют специалисты ЖКХ, порядок во многих подъездах оставляет желать лучшего. И последнее: если уж договорились с сантехником о какой-то работе — будьте любезны в оговоренное время быть дома.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter