Коммунальные виражи

О качестве ЖКУ

Только честно. Как долго в последний раз вы прождали сантехника? А насколько часто в вашем подъезде моют полы? Уверен, эти вопросы вызовут у многих шквал эмоций. Оно и понятно! Недавно эксперты из Белорусского общества защиты потребителей провели анкетирование потребителей коммунальных услуг. На вопросы ответили 557 человек разного возраста, социального положения и достатка, проживающих в разных городах и поселках — от Микашевичей до Верхнедвинска. Оказалось, что 97 процентов опрошенных недовольны качеством ЖКУ. Тревожная цифра.


Сразу оговорюсь. Проведенные исследования — это не социологические данные по всей стране, а лишь некоторый срез, который выявил «горячие точки» в системе ЖКХ. Вот некоторые из них.


В борьбе со злостными неплательщиками нашим коммунальникам помогают новинки — украинские системы «Спрут» и «Таракан», которые блокируют работу канализации. У специалистов ЖКХ это последний аргумент. Но он, мягко говоря, спорный. По словам заместителя председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамары Бельской, такие методы грубо противоречат Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, где прописано право человека на адекватное количество воды, соответствующей санитарным нормам, для личного использования и домашнего хозяйства. Значит, что бы ни случилось, оставлять людей без воды нельзя.


Неудобства почему–то вынуждены терпеть и соседи. В одном из домов по ул. Карбышева в Минске коммунальные должники, в канализацию которых запустил свои щупальца «спрут», выставляли помойные ведра прямо в подъезд. Мне, например, было бы неприятно бежать по лестнице или ждать лифта в таком окружении... Да, по закону вроде все правильно, но кому предъявлять претензии? ЖЭСу, который поставил заглушку, не подумав о неудобствах других жильцов? Или нерадивым должникам? Вопрос, похоже, остается риторическим. К слову, ЖЭСы потоку жалоб оказались даже рады. Мол, чем больше нареканий от соседей, тем проще будет через суд выселить неплательщиков...


Следующая проблемная точка. Капитальный ремонт. С одной стороны, эти слова заставляют многих хвататься за валидол. Помню, как начались строительные работы в сорокалетней «хрущевке», где живет моя бабушка. Ассоциативный ряд: грязь, мусор, битая штукатурка, пронырливые рабочие, которые часто только и думают, как вытянуть из жильцов дополнительную копейку, вечные споры с прорабами... Отнимает много времени, денег и сил. Контролировать приходилось каждый шаг. С другой, многие рассматривают тотальную реконструкцию дома как панацею от многих бед. Ведь некоторые здания, построенные лет 40 назад, уже находятся в аварийном состоянии. До коммуникаций боишься лишний раз дотронуться — они давно прогнили, на стареньком лифте, кажется, намертво приклеена табличка «Не работает», а проводка в тамбуре коротит — не дай Бог возникнет пожар. Однако жилищные организации начинать капитальный ремонт, бывает, не спешат. Популярное оправдание — денег нет, поскольку коммунальные платежи перечисляют далеко не все. Ну а что делать тем, кто исправно вносит необходимые отчисления? Почему и они должны страдать? Не пойму. Принцип «один за всех и все за одного» тут не подходит.


Что думают обо всем этом в Министерстве жилищно–коммунального хозяйства? Заместитель министра Николай Липень уточнил: цифра 97 процентов его настораживает. Хотя собеседник не отрицает, что проблем в отрасли хватает. Об этом свидетельствует и мониторинг работы местной власти с обращениями граждан, проводимый Администрацией Президента. Едва ли не каждая вторая жалоба — на жилищно–коммунальное хозяйство. В Минжилкомхозе обещают: многие вопросы вскоре будут решены. Например, за ближайшие пять лет объемы капитального ремонта вырастут в 2 раза.


Очень хочется надеяться, что претензии к коммунальным службам сократятся как минимум во столько же.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter