Коммунальные платежи: поле боя

Тарифы ЖКХ!!! Думаю, не ошибусь, если скажу, что среди разговоров граждан России об «экономике собственного кошелька» тема эта занимает первое место.

Тарифы ЖКХ!!! Думаю, не ошибусь, если скажу, что среди разговоров граждан России об «экономике собственного кошелька» тема эта занимает первое место.

Автор этой статьи, проживающий в ближнем Подмосковье и никоим образом не отделяющий себя от населения страны, приступив к работе над публикацией, взял несколько своих извещений о начислении квартплаты… Итак, в прошлом 2012 году она выросла на 9,4%, а в этом – на 10,6%. (Стоимость электроэнергии увеличилась в этом году на 12%, газа – на 15%.) Впрочем, это еще не все, так как на двери подъезда появилась информация, что с сентября жильцы дома будут оплачивать еще и общедомовые нужды, но в каком объеме – пока секрет. Сразу оговорюсь, что это не придумка местных коммунальщиков, а всего лишь действия во исполнение Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 – о новом порядке расчета платы за коммунальные услуги, где как раз и объясняется механизм начисления платы за общедомовые нужды.

Представляю, как жители многих, если не большинства регионов РФ, увидев цифры 9,4%, 10,6%, 12% и даже 15%, гневно вопиют: «Зажрались вы там, в своем Подмосковье!». А 26,5% (Астрахань) – не хотите, а 40% (Санкт-Петербург) – не хотите? А 100% (Рязанская область), а 225% (Мурманская область, Республика Алтай)?

Сразу заявляю – не хочу… Глава российского государства тоже не хочет! Когда Владимир Путин в феврале сего года на рабочем совещании ознакомился с вышеупомянутым запредельным ростом тарифов в стране, он в сердцах воскликнул, обращаясь к коммунальщикам: «С ума сошли, что ли?!» Кстати, после того как Владимир Путин раскритиковал рост тарифов ЖКХ, своих постов лишились вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев и министр регионального развития Республики Алтай Юрий Сорокин.

Министерством регионального развития РФ в феврале 2013 года было проведено исследование относительно роста коммунальных тарифов. Оно показало, что в 83% из 49 регионов страны наблюдаются скачки стоимости услуг. Вот некоторые цифры вышеупомянутого изыскания. На Кубани, в Челябинской и Ленинградской областях тарифы увеличились с начала года более чем в полтора раза. Стоимость водоснабжения в Амурской области возросла на 223%! Холодное водоснабжение в Карачаево-Черкесии – рост 148%, в Новосибирской области – 143%. Горячее водоснабжение в Новосибирской области – рост142%, Краснодарском крае – 150%. В 15 из 49 исследуемых регионов был зафиксирован рост тарифов на отопление. Самым существенным он стал в Челябинской области – 169%, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области  – 135 и 160% соответственно.

Страсти вроде улеглись, но тут подошло новое повышение цен на ЖКУ. Итоги июльского всплеска тарифов на коммунальные услуги подвели на организованном РИА Новости видеомосте «Повышение тарифов на услуги ЖКХ».

Владислав Воронков, замруководителя комиссии партии «Единая Россия» по тарифной политике и мониторингу ЖКХ:

– Правительственные постановления № 354 от 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам жилья в многоквартирных домах» и № 344 с поправками к нему в мае 2013 года посеяли полную суматоху в регионах. Санкт-Петербург тоже не стал исключением, было определенное социальное напряжение. Все связано с несовершенством не только правил оказания коммунальных услуг, но и определения объемов этих услуг в отношении каждого года. Непонятно, как производится мониторинг жилищного фонда, определение состава общего имущества. Появились те самые пресловутые реки и озера якобы потребленной воды. Срочно потребовалось вносить изменения с установлением предельных значений потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды: не более 10% от норматива. В Санкт-Петербурге установлен единый норматив – не более 30 литров воды на квадратный метр общего имущества многоквартирного дома из расчета, что на каждого собственника приходится около 3 квадратных метров площади общего имущества.

Мы подтолкнули управляющие компании (УК), ТСЖ, жилищные кооперативы к убыткам, которые они будут нести по результатам неправильного применения постановлений № 354 и № 344. По Санкт-Петербургу с июля в среднем каждая организация УК в месяц терпит непокрываемый убыток порядка около 30 млн рублей.

Ситуация тупиковая. Требуется более четкая позиция либо в постановлении правительства, либо в законе. Но любой вариант выхода будет негативно влиять на тех собственников, которые не исполняют требований федеральных законов и не установили у себя индивидуальные приборы учета потребления коммунальных ресурсов. Это также владельцы пресловутых «резиновых квартир», где зарегистрирован один собственник, а реально проживают 10–20 человек. Их потребление перекладывается на плечи соседей.

Андрей Чибис, руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ:

– Если с рынка уйдет порядка 30% или даже 50% управляющих компаний, не будет никакой катастрофы. Профессиональный управленец должен предоставлять новые услуги, повышать их качество и ресурсоэффективность. У нас же большинство УК – это бывшие ЖЭКи, часто тесно связанные с местными властями. Многие из них пришли просто на большие денежные потоки. Они просто сидят и никого не пускают. Им даже не приходит в голову, что при небольших затратах, например, на бесплатное устранение утечек воды в унитазах можно в разы сократить нерациональное потребление ресурсов и свои расходы на их оплату. Пусть уходят, свято место пусто не бывает. Надо развивать конкуренцию за сервис в домах. Есть масса компаний, которые способны не увеличивать, а сокращать общедомовые потери.

Вода, тепло, электроэнергия – тот же товар. Мы можем его потреблять эффективнее. Должно быть сознание того, что расходы зависят не только от цены ресурса, но и от объемов потребления. Это то, что зависит от семьи.

Елена Николаева, первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ:

– Я не согласна, что уход половины УК не скажется на нашей нормальной жизни. Знаю случай, когда одна компания, управляющая 300 домами, ушла с рынка, и критическая ситуация возникла в управлении всего города. От того, что мы сменим одну управляющую компанию на другую, убытки никуда не денутся.

Сейчас регулируется тариф, но не регулируется платеж граждан. Есть возможность злоупотребления через увеличения нормативов потребления. Депутатами Госдумы, в том числе и мною, внесен законопроект, который даст федеральным властям право устанавливать предельный помесячный уровень увеличения не тарифов, а платежей граждан. Субъектам Федерации будет дано право в рамках установленного норматива роста общего платежа определять приоритеты. Например, нужно модернизировать водопровод – тарифы на воду могут быть повышены больше установленного предельного уровня, но тогда тарифы на тепло или электричество должны расти меньше. Ограничение будет только совокупное. При этом отменяется федеральное регулирование конкретных отраслей – водоснабжения, электроэнергетики, производства тепла.

Как глава комиссии «Единой России» по мониторингу тарифов ЖКХ могу сказать, что, по итогам анализа за летний период, рост размера платы за коммунальные услуги в целом по стране к декабрю 2012 года не превышает 12%, что означает 6% в среднегодовом исчислении. Это с учетом компенсации гражданам части расходов на оплату коммунальных услуг. В регионах, где преобладает газовое или электрическое отопление, – рост не более 15%. В подавляющем большинстве регионов рост тарифов на водоснабжение составил 7–8%, на электрическую и тепловую энергию – 12%, на газ – 15%.

В Общественной палате проанализировали результаты мониторинга информации из субъектов РФ по тарифам ЖКХ. При этом председатель Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева подчеркнула, что информация о тарифах и их динамике до сих пор остается тайной.

– Наши эксперты проанализировали раскрываемость информации на сайтах энергетических комиссий в разных регионах, – сказала С. Разворотнева. – Далеко не везде она представлена в объеме, нужном потребителям. Данные должны ежегодно обновляться, доступ к ним должен быть удобен и прост.

Самыми закрытыми регионами оказались Республика Алтай (на сайте Комитета по тарифам нет доступной информации для населения о тарифах на коммунальные услуги, отсутствует сравнение тарифов по годам), Орловская область, Красноярский край, Мордовия, Тверская область (полностью отсутствует информация о тарифах за 2013 год).

Отдельно Светлана Разворотнева коснулась повышения тарифов на электроэнергию в Москве с 1 августа 2013 года. «Жители столицы пожаловались на существенный рост совокупного платежа за ЖКУ. Мы связались с Московской энергетической комиссией, которая сообщила, что повышенные сборы связаны с начислением расходов на общедомовые нужды. Поскольку в Москве подобной графы нет, мы направили обращение к вице-мэру столицы Петру Бирюкову и сейчас ждем ответа», – заявила Разворотнева.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter