Комментарий к Указу Президента от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции»

В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования...

В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят разработанный Минэкономики Указ Президента от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» (далее – Указ).

Данный законодательный акт Президента направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В Указе расширяются права антимонопольного органа в части:

– возможности применения действенных мер, направленных на пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;

– заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

– обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;

– осуществления иных прав, определяемых другими законодательными актами и постановлениями Правительства.

Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику.

Указ расширяет права антимонопольного органа по пресечению действий (бездействия), в т.ч. по отмене не соответствующих законодательству правовых актов, совершенных (изданных, принятых) государственными органами, объединениями юридических лиц, результатом которых может являться ограничение конкуренции.

Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются прежде всего органами управления, объединениями юридических лиц.

Данная норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные антимонопольному органу Законом от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон).

Перечень указанных в Законе ограничений действий юридических лиц, государственных органов и их должностных лиц не содержит прямого запрета на осуществление действий, направленных на ограничение конкуренции при межобластных поставках товаров; наделение государственными органами, иными организациями (их должностными лицами) своими полномочиями коммерческих и некоммерческих организаций, что порождало возможность злоупотреблений и требовало закрепления мер их пресечения на высоком законодательном уровне – на уровне Указа Президента.

Подпункт 1.2 п.1 Указа позволит упростить действующий порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом при государственном антимонопольном контроле за экономической концентрацией, посредством введения пороговых значений.

Введение пороговых значений не является новой административной процедурой, а, наоборот, сократит количество обращений в антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

В этих случаях при применении абзаца шестого п. 2 ст. 12 Закона необходимо получение согласия антимонопольного органа при приобретении прав пользования и (или) распоряжения 20 % и более акции (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), только если:

балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин;

или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.

При этом указанные нормы касаются только случаев приобретения прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, изложенных в абзаце шестом п. 2 ст. 12 Закона, а порядок получения согласия антимонопольного органа на сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов не изменяется в связи с принятием Указа и будет по-прежнему осуществляться в случаях, определенных в абзацах втором – пятом п. 2 ст. 12 Закона.

Введение пороговых значений исходит из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политике СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяется стоимость активов или годовой оборот компаний.

В подп. 1.1.2 п. 1 Указа на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В соответствии с нормами Указа организации-монополисты принимают на себя обязательства по недопущению нарушения антимонопольного законодательства и соблюдению пределов изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в условиях освобождения от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Такая мера с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса позволит применять в отношении предприятий-монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность.

Согласно нормам подп. 1.3 п. 1 Указа государственные органы (их должностные лица) должны представлять по запросу антимонопольного органа в установленные им сроки документы и сведения, необходимые для осуществления антимонопольным органом функций в соответствии с законодательством (определение состояния товарных рынков, степени их монополизации и концентрации, рассмотрение вопросов недобросовестной конкуренции и интеллектуальной собственности (товарных знаков) и др.).

Статьей 4 Закона, а также ст. 10 Закона от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» определено, что антимонопольный орган формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Реестр), и Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Установление факта доминирующего положения хозяйствующих субъектов является одной из основных и систематически осуществляемых функций антимонопольного органа при принятии решения о включении (исключении) в Реестр; изучении уровня монополизации товарных рынков; рассмотрении вопросов реорганизации хозяйствующих субъектов, а также создания их объединений; выдаче заключений по сделкам с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством.

В целях получения соответствующей достоверной информации, в т.ч. основанной на данных государственной статистики, обосновывающей принятие антимонопольным органом мотивированных решений по всем направлениям государственной антимонопольной политики, с учетом возможных последующих судебных разбирательств, требующих наличия соответствующей доказательной базы, представление государственными органами (их должностными лицами) необходимых для антимонопольного органа документов и сведений закреплено на уровне Указа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter