Комментарий к Декрету Президента от 01.03.2010 № 4 «О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 и от 28 января 2008 г. № 1»

Президентом Республики Беларусь подписан Декрет от 01.03.2010 № 4...

Президентом Республики Беларусь подписан Декрет от 01.03.2010 № 4 (далее — Декрет № 4) (опубликован в газете «Советская Белоруссия» от 03.03.2010 № 39), которым изменены условия применения льготных режимов осуществления деятельности.

Первый из них установлен для организаций и индивидуальных предпринимателей в сельской местности – это Декрет Президента от 20.12.2007 № 9 (далее – Декрет № 9). Еще один льготный режим касается вновь создаваемых организаций в сельской местности и малых городах – это Декрет Президента от 28.01.2008 № 1 (далее – Декрет № 1).

В целом Декретом № 4 условия получения налоговых льгот в рамках данных режимов упрощены и расширены.

При подготовке изменений учитывались обращения организаций, местных органов власти, пожелания потенциальных инвесторов, требования по либерализации экономических отношений и снятию излишних административных барьеров.

Изменения состоят в следующем.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельской местности и применяющих Декрет № 9:

1) налоговые льготы будут предоставляться при регистрации на территории всей сельской местности, а не только в сельских населенных пунктах. Это позволит получить освобождение от налогов, например, организациям, которые зарегистрированы в военных городках и т.п.;

2) налоговые льготы можно будет получить при одновременном осуществлении производственной и торговой посреднической деятельности. Ранее действующий запрет в такой ситуации вызывал наибольшие нарекания со стороны организаций.

Здесь следует отметить, что сама торговая деятельность будет осуществляться на общих основаниях (льготироваться будет только производство товаров и услуг), для чего должен быть обеспечен ее раздельный учет;

3) Декретом № 4 налоговые льготы распространены на внутренний и международный въездной туризм, что будет способствовать дополнительному развитию сферы услуг;

4) упрощен порядок освобождения от таможенных платежей технологического оборудования при его ввозе в качестве вклада в уставные фонды организаций, зарегистрированных в сельской местности и малых городах.

Согласно изменениям, внесенным Декретом № 4, такие льготы будут предоставляться напрямую без каких-либо заключений исполнительных органов, как это было установлено ранее.

Что касается вновь создаваемых организаций, применяющих льготы в соответствии с Декретом № 1:

1) с 5 до 7 лет увеличен срок действия основной инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

Вновь создаваемые организации также будут освобождаться от обязательных отчислений в инновационные фонды;

2) белорусским и иностранным инвесторам предоставлены равные права на получение преференций всех видов.

Например, если ранее освобождение от таможенных платежей при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд могла получить только организация с иностранными инвестициями, то теперь такое право предоставлено и белорусским предприятиям.

Сама процедура получения данного освобождения также упрощена и не будет требовать каких-либо дополнительных заключений и согласований исполнительных органов власти;

3) для организаций с иностранными инвестициями отменены все требования о необходимости подтверждения полноты и правильности формирования уставного фонда для получения преференций.

Еще один важный момент – льготами можно будет пользоваться, даже если иностранный инвестор полностью выйдет из участия в уставном фонде организации;

4) существенно смягчены условия ликвидации организаций, которые в процессе своей деятельности пользовались налоговыми льготами по Декрету № 1.

Здесь до 1 года сокращен срок, за который ликвидируемая организация обязана возместить льготы. Ранее она была обязана возместить неуплаченные налоги за весь период своей деятельности.

Такой подход позволит инвесторам нести меньшие риски, связанные с изменением ситуации на рынках производимых товаров и услуг;

5) за организацией, которая применяет Декрет № 1, сохранится право на его применение в случае, если она присоединит к себе другую организацию.

Необходимо отметить, что установленные Декретом № 9 и Декретом № 1 преференции востребованы, в настоящее время ими пользуется более 1 000 субъектов, объем налоговых льгот за прошлый год превысил 10 миллионов долларов США.

С принятием Декрета № 4 ожидается увеличение их объема как минимум в два раза. Безусловно, это будет способствовать привлечению инвестиций, развитию регионов и экономики в целом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter