Комедия или драма?

Заметки по поводу гастрольных показов

Заметки по поводу гастрольных показов


Сегодня в Минске завершаются гастроли Национального академического драматического театра им. Я.Коласа. В течение десяти дней на сцене Национального академического театра им. М.Горького кипели эмоции, зритель плакал и смеялся, негодовал и радовался. Разные по жанрам и выразительным средствам, восемь сценических произведений последних лет представил витебский театр на суд зрителя. И все это в довольно сложный для самого театра период.


Еще совсем недавно газеты писали о проблемах в коллективе коласовцев, связанных с назначением нового художественного руководителя театра. Немало спорили и о целесообразности проведения нынешних гастролей. Однако коласовцы приняли трудное, но верное решение, которое и было с пониманием поддержано Министерством культуры.


Напомню, что в 2008 г. смена художественных руководителей произошла и в Национальном академическом театре им. Я.Купалы, и в Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького. Сейчас во всех этих театрах происходит, что называется, театральная притирка кадров, формирование новой художественной и репертуарной политики.


С этой точки зрения гастрольная афиша коласовцев является, во–первых, неким творческим этапом, демонстрирующим художественный уровень театра до назначения нового художественного руководителя. Выбор и работа над новыми постановками были включены в творческий план прежнего худрука В.Барковского. Во–вторых, пять спектаклей по пьесам белорусских авторов дают повод сказать о состоянии национальной драматургии на сегодняшний день. И наконец, ситуация в Коласовском театре достаточно типична для театральной атмосферы Беларуси. Не преодолена, к сожалению, в творчестве многих белорусских театров и глубоко укоренившаяся практика, при которой часто лихо скроенные, ремесленнические сценические поделки приглашенных режиссеров–постановщиков намеренно переоцениваются, возводятся в ранг сценических шедевров. А крепкие профессиональные работы своих режиссеров оцениваются посредственно и воспринимаются без должного энтузиазма.


И еще одна закономерность репертуара коласовцев, на мой взгляд, бросается в глаза. Театр, как это ни парадоксально звучит, в поисках своего творческого лица в своих последних постановках пытается все время уйти от «драматического театра», упорно осваивая другие видовые формы зрелища.


Комедия всегда занимала привилегированное место в репертуаре театра. А тем более созданная по классической драматургии. Спектакль «За двумя зайцами» по пьесе М.Старицкого (2006 г.) претендует на актуальность. Режиссер М.Краснобаев пытается выйти на комедию характеров, уходит от бытовизма первоисточника и, используя прием гиперболы, укрупняет существенные черты персонажей: псевдообразованность, заносчивость, амбициозность. Отсюда явная театрализация, условность существования героев в ретроспекции театральных масок, создание гротесковых образов персонажей.


Вызывает уважение заинтересованность театра отечественной драматургией. Спектакль по пьесе В.Голубка «Ветрогоны», поставленный В.Савицким в 2009 г. на коласовской сцене, наглядно демонстрирует попытки освоения не свойственного драматической сцене жанра музыкальной комедии. И все же музыка и тексты песен В.Курьяна оказались гораздо сильнее по своим выразительным свойствам, нежели убедительность режиссерской концепции и исполнительское мастерство актеров театра.


Наличие в репертуаре спектакля–исповеди «Крест Евфросиньи» по пьесе И.Масленицыной на духовную тематику (2009 г.), безусловно, украшает афишу коласовцев. Особенно в свете поисков «национальной идеи» белорусского народа, восстановления социальных приоритетов.


Постановщик спектакля «Привет, Альберт!» по пьесе Ю.Сохаря В.Барковский продемонстрировал удивительную способность сценического самовыражения, при этом проявляя чудеса изобретательности в трансформации сценического пространства, «расщеплении» зрительского подсознания, представляя зрителю природу своего мировоззрения.


Спектакль «Васса» по пьесе М.Горького «Васса Железнова», которым триумфально открылись гастроли в Минске Национального академического драматического театра им. Я.Коласа, вселяет большие надежды. Глубина актуального содержания, новая безупречная режиссерская трактовка пьесы художественным руководителем театра Ридом Талиповым и блистательное исполнение роли Вассы народной артисткой Беларуси С.Окружной дали свой результат. Зритель стоя аплодировал зрелищу 20 минут.


Чудо сценической трансформации актрисы С.Окружной в сочетании с изобретательными и искусными придумками режиссера оказывает сильное непосредственное воздействие на эмоциональную сферу зрителей, при котором происходит та редкая искра единения сцены и зрительного зала.


То, что театр и артисты могут играть такие спектакли, убеждает меня в том, что будущее театра оптимистично... Остается добавить, что гастроли Национального академического драматического театра им. Я.Коласа показали и важность создания качественной национальной драматургии. Но это, надеюсь, тема нашего будущего обстоятельного разговора...


Вячеслав ГРИБАЙЛО, театральный критик.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter