Театр из Санкт-Петербурга «Приют комедианта» поздравил Минск с прошедшим юбилеем четырьмя спектаклями

Комедианты показали класс

Санкт-петербургский государственный драматический театр “Приют комедианта” уникален тем, что в нем нет постоянной труппы, но это не мешает ему оставаться одним из самых популярных театров города на Неве. К прошедшему 950-летию Минска коллектив показал на сцене Национального академического театра им. Я. Купалы, гастролирующего сейчас в Китае со спектаклем “Чайка”, четыре спектакля: “Женитьба Фигаро”, “Олеся. История любви”, “Мой бедный Марат”, “Смерть Тарелкина”.

“Смерть Тарелкина”.

Подобных проектов не было у нас давно, поэтому и показы питерского коллектива прошли на аншлагах. Гастроли стали возможными благодаря договоренности председателя Минского горисполкома Андрея Шорца и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. Все финансовые затраты по организации гастролей взял на себя Комитет по культуре Санкт-Петербурга, поддержал его и Мингорисполком. Теперь, рассказал директор — художественный руководитель “Приюта комедиантов” Виктор Минков, с ответным визитом в Санкт-Петербург будут ждать купаловцев.

Это не первый визит труппы в Минск. В 2013 году на форуме театрального искусства “ТЕАРТ” она показывала нашумевший спектакль режиссера Константина Богомолова “Лир” с Дарьей Мороз и Розой Хайруллиной в главных ролях. Шекспировскую драму Богомолов перенес в узнаваемые реалии советского быта первой половины XX века. Некоторый натурализм спектакля и нестандартная режиссерская концепция подтверждали предположение, что “Приют комедианта” ищет новые пути развития в театральном искусстве, противопоставляя себя театру коммерческому, развлекательному.

Интриги только на сцене

И сегодня, говорит Виктор Минков, творческая стратегия подразумевает работу с одаренными режиссерами нового поколения:

— Мы много ездим по миру и по России, нас везде хорошо принимают. И ваше белорусское гостеприимство нас тоже согревает. Мы действительно первый государственный контрактный театр без постоянной труппы в России. Эта система была введена в 2000 году. В 25 названиях репертуара занято 142 артиста из всех театров Санкт-Петербурга, 7 московских и одного киевского. Мы интернациональны. Приглашаем на постановки лучшую отечественную режиссуру. Под каждый проект режиссер сам собирает всю свою творческую группу, начиная с постановочной группы и заканчивая артистами. Думаю, это очень интересная история, таких театров в России всего два. После нас ее реализовал мой коллега и добрый друг Евгений Миронов в Театре Наций в Москве. Поэтому у нас нет интриг, склок. Участие в наших проектах — добровольный выбор артистов. Иногда у нас два состава в спектакле, это нормально, об этом просят сами исполнители, потому что часто они заняты на съемках. Живем в любви, радости и счастье. Выпускаем по пять премьер каждый сезон.

Театр уже показывал в Минске спектакль “Лир”. Но нынешние гастроли — более масштабная история. Спектакли привезли разные. Классический вариант спектакля “Мой бедный Марат” режиссера Андрея Прикотенко. Есть продвинутое нетрадиционное прочтение пьесы “Смерть Тарелкина” уже известного в России режиссера Семена Серзина. Есть вариант легкого, умного, эстетски сделанного спектакля “Женитьба Фигаро” Василия Сенина. Максим Диденко, который активно ставит и в “Гоголь-центре”, и в Театре Наций, поставил спектакль с тремя артистами из труппы Льва Додина “Олеся. История любви”. Эта разноплановость подхода к репертуару, продвижение молодой режиссуры — абсолютно сознательный выбор.

“Олеся. История любви”.

Селекционный отбор режиссуры

— Если вы обратите внимание на нашу афишу последних семи лет, то вся молодая режиссура России, ставящая сейчас и имеющая все премии, которые только можно, — Сенин, Прикотенко, Волкострелов, Кулябин, Диденко, Александровский — они все ставили или ставят спектакли в театре “Приют комедианта”, — замечает Виктор Минков. — Это одна из наших стратегических линий — продвижение молодой режиссуры. И многие действительно начинали режиссерский путь у нас, после чего были замечены и приглашены в ведущие российские театры.

С режиссурой проблем нет, но есть огромная проблема с грамотным менеджментом в области культуры. Я не набираю курс менеджеров только по одной причине: не меняется общеобразовательный стандарт. Я не хочу набирать 20 человек, хочу набрать 5. И если один или два из пяти вырастут в хорошего театрального менеджера, это уже будет победа.

“Мой бедный Марат”.
Фото pkteatr.ru

Бренд привлекает имена

Виктор Минков считает, что интересных пьес на театральном рынке сегодня достаточно, и главная задача руководителя — быть осведомленным в этой области:

— У нас в театре нет завлита. Я сам читаю стабильно по одной пьесе в день, а получаю их пять в день. Есть интересные пьесы, которые можно поставить. Например, сейчас народная артистка России Ольга Антонова, известная по работам с Петром Фоменко, снимавшаяся у него в картине “Почти смешная история” и в фильмах “Астенический синдром” Киры Муратовой, “Незабудки” Льва Кулиджанова, “Цареубийца” Карена Шахназарова, к своему юбилею выпускает у нас премьеру по пьесе “Толстого нет” современного автора Ольги Погодиной-Кузьминой. Режиссером стал Денис Хуснияров, художественный руководитель постановки — руководитель БДТ Андрей Могучий.

Знаете, наверное, за эти годы сложился бренд нашего театра, стало престижно сыграть или поставить под крышей “Приюта комедианта”. Артист несет полную ответственность за себя и понимает, что эта работа ему на благо. В декабре выпускаем следующую премьеру — “Казанова” с народным артистом России Сергеем Мигицко.

КСТАТИ

В новой премьере театра “Приют комедианта” “Казанова” создатели постановки планируют совершить полное погружение в великолепие и роскошь венецианского карнавала XVIII века с помощью сценографии и костюмов, над которыми трудится целая команда высококлассных специалистов: художников, исторических консультантов, ювелиров, мастеров по кружевам, головным уборам, маскам и обуви. На создание каждого костюма уходит более 15 видов тканей, большая часть которых разработана итальянскими дизайнерами. Образ героев завершают винтажные броши и настоящие венецианские маски.

Жизнь и страсть великого соблазнителя, рассказанная изящным поэтическим языком Марины Цветаевой, раскроется на сцене театра “Приют комедианта” в постановке и хореографии одного из самых титулованных режиссеров по пластике Сергея Грицая.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter