Комбинаты с жирной прибылью и фермы в сухом остатке

Даже небольшую, в пределах 5—8 процентов, среднюю рентабельность имеют только за счет молока
Даже небольшую, в пределах 5—8 процентов, среднюю рентабельность имеют только за счет молока. Руководители говорят: чтобы сработать хотя бы в ноль, нужно повышать цену закупки мяса, молока минимум на 10, лучше — на 25 процентов. Другого, мол, выхода нет, слишком низкие закупочные цены на сельхозпродукцию не позволяют нормально развиваться и конкурировать на рынке. Такие ли уж они у нас низкие и, главное, где выход? 

Каждому понятно: повышение закупочных цен потянет за собой рост ценников в магазинах. Как это отразится на кошельках покупателей, которыми, кстати,  являются и сами сельчане, в расчет не принимается.  «Да, в магазинах цены тоже повысятся. Я понимаю, что это может вызвать чье-то недовольство. Ну а нам как выжить?» — сетовал недавно один из руководителей сельхозпредприятия. 

Как выжить? Вопрос не удивляет. Выяснилось: многие директора и экономисты не могут самостоятельно составить толковые, экономически обоснованные бизнес-планы развития своих же хозяйств. Надеются на помощь райисполкомов и лоббируют  повышение цен. Но ведь совершенно очевидно, что в ближайшей перспективе  их поднимать не будут. По двум причинам. О первой уже говорили, во-вторых, сегодня наши закупочные цены на молоко высшего сорта не ниже европейских и российских — 30 центов за килограмм. 

Сегодня  их нельзя поднимать еще и потому, что провалим экспорт. 60 процентов «молочки» идет на внешний рынок, которому вот так, с бухты-барахты свои цены не навяжешь. Но здесь есть  один серьезный нюанс. Судя по сводному отчету Минфина о результатах деятельности ОАО, куда входят 34 из 40 молокоперерабатывающих предприятий, комбинаты за полугодие увеличили прибыль в пять раз, их суммарная выручка выросла до 21,6 триллиона неденоминированных рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Список самых прибыльных молочных предприятий страны возглавляет ОАО «Березовский сыродельный комбинат»: его 100 миллиардов чистой прибыли вывели предприятие и в число двадцати наиболее прибыльных ОАО в стране.  

Самые большие объемы сбыта сохраняет ОАО «Савушкин продукт». За год его выручка увеличилась на 23,22 процента, до 3,688 триллиона рублей. Заслуга в этом и каждого конкретного производителя сырья — молока. Почему не поделиться доходами с доярками и зоотехниками? 

Ну а поскольку у наших уважаемых переработчиков такого желания не возникает и, если им мягко не намекнуть, не возникнет, выход — в снижении затрат и калькуляторе в головах. В последнее время об этом говорится почему-то все меньше. И напрасно. Приведу конкретный пример. На животноводческом комплексе «Налибоки» в Столбцовском районе себестоимость килограмма молока всего 1,5 рубля. В среднем по стране — в три раза выше. О чем это говорит? О том, что в хозяйстве просчитывают каждый шаг и каждую копейку. Земли небогатые, но их засевают многолетними травами, клеверами, райграсом, и на всех четырех фермах корма имеют богатые белком и только первого класса. Благодаря этому продуктивность стада довели до восьми тысяч килограммов молока в год. К концу года намерены превзойти восьмитысячный рубеж и при этом утверждают, что еще далеко не все резервы использованы. И не стонут по поводу роста цен на удобрения и другие материальные ресурсы для сельхозпроизводства, а реально снижают себестоимость продукции, не плача в жилетку по поводу этих самых цен.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter